Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Пристрастие

Предмет Социология
Разместил 🤓 geketdehund1972
👍 Проверено Автор24

увлечение (вплоть до появления рабской зависимости) употреблением какого-либо вещества, обычно наркотического, считающееся физически или социально опасным. Один из исследовательских подходов к пристрастию сосредоточивается на (1) пристрастиях, связанных с преступным поведением (таким, как дорожные правонарушения); (2) социальном распределении пристрастий в соответствии с возрастом, классом и полом; (3) социальных и психологических источниках пристрастий (таких, как влияние родителей). Исследования, проводимые в рамках данного подхода, подчеркивают значение обучения пристрастию и наличия возможностей для аддиктивного поведения. Напротив, в рамках позитивистских подходов, принимающих позицию бихевиоризма, больше внимания уделяется физиологическим и психологическим факторам длительного пристрастия и вопросам возможного выздоровления (recovery). Третий подход к пристрастию основывается на символическом интеракционизме и сосредоточивается на (1) социальных процессах и социальном контексте, превращающих индивидов, например, в наркозависимых (drug users), принадлежащих к девиантной субкультуре; (2) процессах, поддерживающих пристрастие к наркотикам; (3) социальной реакции или «наклеивании ярлыка» социального девианта на наркозависимого индивида. При этом процесс превращения в наркозависимого рассматривается как своего рода «карьера» с выделением определенных стадий, в ходе которых индивид постепенно принимает стигматизирующий ярлык и начинает соответствовать этой новой идентичности. Таким образом, социология девиантности рассматривает «пристрастие» как ярлык, посредством которого правоохранительные органы и общественное мнение осуществляют социальный контроль над индивидами, считающимися опасными или антисоциальными. Кроме того, наблюдается медикализация поведения, вследствие которой понятие «пристрастие» распространяется на множество других видов деятельности, таких, как азартные игры. Гидденс (Giddens, 1992) рассматривает такое распространение как часть рефлексивного проекта самости. Лечение пристрастия заключается либо в некоторой форме «терапии отвращения» ('aversion therapy'), при которой употребление наркотических веществ начинает ассоциироваться с неприятными ощущениями, либо в программе обучения сокращению и отказу от пристрастия посредством участия в таких добровольных организациях, как «Анонимные алкоголики». Тем не менее, доля излечившихся вследствие применения первого или второго метода является небольшой, и пристрастие представляет собой постоянную проблему.

Научные статьи на тему «Пристрастие»

Мотивы наркомании: социологический анализ

Формирование данного явления можно представить следующей схемой: пристрастие к наркотикам формируется...
, например, специфических черт личности или какого-либо внешнего фактора; с наибольшей вероятностью пристрастие...
средств не проявится, то у человека не пробудится жажда наркотиков, то, скорее всего, наркотическое пристрастие

Статья от экспертов

Опасные пристрастия

По материалам французского журнала "Экспресс". Автор реферата С.А.Гудимова

Научный журнал

Опиоидные анальгетики. Биохимические механизмы формирования пристрастия к опиоидным анальгетикам

В данной статье вы рассмотрите специфику действия опиоидных анальгетиков, а также механизмы возникновения зависимости от опиоидных анальгетиков.

Статья от экспертов

О казачестве без пристрастий и мифов

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Время

социологи в известной мере пренебрегали анализом времени, несмотря на то, что они внесли значительный вклад в анализ пространства своими исследованиями в области социологии города и регионализма. Э. Дюрк гейм (Durkheim, 1912) при анализе феномена классификации в своей социологии религии рассматривал время как коллективное представление. Время, с его точки зрения, это не априорная, а социальная категория. Сходными исследова ниями по антропологии времени занимались такие ученые, как М. Мосс, изучавший эскимосское общество (Mauss, 1906), и Э.Э. Эванс-Причард, анализировавший культуру африканской народности нуэр (Evans-Pritchard, 1940). Антропологи исследовали кросс-культурные вариации в методах, с помощью которых общества измеряют последовательность и продолжительность. В традиционных обществах время измерялось повторением религиозных событий или праздников в рамках священного календаря; в обществах современных время измеряется чередой единиц в линейном понимании. Точность при измерении дифференцированных единиц времени или представление о длительном периоде редко встречаются в традиционных обществах. В китайской и арабской цивилизациях использовались водные и солнечные часы. В Китае с помощью водных часов регулировали орошение и подачу воды. Арабские солнечные часы использовались для упорядочения ежедневных молитв мусульман. Точное представление о времени имеет существенное значение для функционирования городской цивилизации. Например, исследование протестантских сект М. Вебера (Weber, 1930) показало, что точный расчет времени был фундаментальной чертой организации труда при капитализме. К середине XIX в. изготовление дешевых часов для массового рынка сделало точную регуляцию индивидуальных жизненных стилей общей чертой индустриального общества. Пренебрежение временным измерением социальных отношений является серьезным упущением, поскольку, как подчеркивает Э.Гидденс в своей концепции пространственно-временной дистанциации (Giddens, 1984), социальное действие простирается как в пространственном, так и во временном измерении. Единое понимание времени имеет важное значение для социальной организации, если предполагается, что индивиды должны упорядочивать свою жизнь для достижения коллективных целей. Например, пунктуальность в отношении работы является необходимым условием функционирования современных социальных институтов. Организация времени требует общепринятых единиц измерения, основанных либо на природных циклах (таких, как циклы Луны), либо на человеческих мерах (таких, как неделя). В своем эссе «Время» Н. Элиас (Elias, 1984) утверждал, что коллективное представление о времени является чертой цивилизационного процесса, в ходе которого индивиды учатся контролировать и направлять свою жизнь в соответствии с личным представлением о существующих ограничениях. В рамках анализа времени и пространства предпринимались эмпирические исследования ограничений индивидуального и коллективного поведения в бюджетах времени и пространства в течение определенного периода времени (день, неделя или год). Времени бюджет — это последовательная запись видов деятельности, которыми индивид занимается в тот или иной промежуток времени, как правило, в течение дня. Анализ времени и пространства использовался при изучении процессов распространения инноваций, технологии, институтов или эпидемий. Методика составления бюджета времени способствует также пониманию распределения обязанностей и ответственности внутри домашнего хозяйства.

🌟 Рекомендуем тебе

Второй язык

язык, которым индивид овладел после родного. Впоследствии в зависимости от жизненной ситуации этот язык может остаться функционально вторым, а может стать функционально первым.

🌟 Рекомендуем тебе

Конфликта теория

социальный конфликт принимает различные формы. Понятием конкуренции обозначается конфликт в отношении контроля над определенными ресурсами или преимуществами, при котором не используется реальное физическое насилие. Разновидностью мирного кон фликта, разрешаемого в рамках согласованных правил, является регулируемая конкуренция. Рынок предполагает как регулируемую, так и нерегулируемую конкуренцию. Другие формы конфликта могут быть более насильственными и не ограничиваться правилами. В этих случаях конфликты разрешаются вовлечен ными сторонами, мобилизующими свои ресурсы власти. В XIX и начале ХХ в. конфликт в обществе был в центре внимания социальных теоретиков. Однако функционалисты середины ХХ в. пренебрегали конфликтом, предпочитая унитарную концепцию общества и культуры, подчеркивающую социальную интеграцию и гармонизирующее действие общих ценностей. Если функционалисты и обращали внимание на конфликт, то они рассматривали его скорее как патологическое, нежели нормальное состояние здорового социального организма. В 1950-1960-е гг. некоторые социологи, опиравшиеся на идеи К. Маркса и Г. Зиммеля, пытались в противовес доминировавшему в то время функционализму возродить то, что они называли «теорией конфликта». Маркс в свое время предложил дихотомическую модель социального конфликта, согласно которой все общество делится на два основных класса, представляющих интересы капитала и труда. В конечном счете конфликт ведет к трансформации общества. Подчеркивая значение конфликта, Зиммель не принимал ни эту дихотомическую модель, ни идею, согласно которой конечным результатом конфликта является разрушение существующего социального устройства. Он полагал, что конфликт имеет позитивные функции в отношении социальной стабильности и способствует поддержанию существующих групп и общностей. Л. Козеp (Coser, 1956; 1968) развивал подход Зиммеля, стремясь показать, что конфликт обычно имеет функциональный характер в сложных плюралистических обществах. Он утверждал, что «перекрестные конфликты», когда союзники в одном вопросе являются противниками в другом, предотвращают возникновение конфликтов по одной оси, разделяющих общество по дихотомическому принципу. Для сложных обществ характерно сосуществование множества интересов и конфликтов, представляющих собой некий уравновешивающий механизм, который препятствует нестабильности. Р. Дарендорф (Dahrendorf, 1959) также пришел к заключению, что конфликты перекрестны и не совпадают. В отличие от Маркса он утверждал, что основной конфликт в рамках всех социальных институтов касается распределения скорее власти и авторитета, а не капитала, и что именно отношения господства и подчинения порождают антагонистические интересы. Дарендорф полагал, что в этом контексте особо важное значение имеет успешное сдерживание индустриального конфликта рамками экономики — с тем, чтобы он не перекинулся на другие институты. Д.Локвуд (Lockwood, 1964) внес свой вклад в эту область, разработав неявно присутствующую в марксизме идею различия между «системными» и «социальными» конфликтом и интеграцией. Системный конфликт возникает при отсутствии гармонии между институтами: например, когда политика, проводимая в рамках политической подсистемы, противоречит потребностям подсистемы экономической. Социальный конфликт является межличностным и возникает только в рамках социальных взаимодействий. С упадком функционализма и возрождением марксистского и веберианского подходов в социологии начиная с 1970-х гг. прежняя полемика о конфликте и консенсусе почти исчезла из области социальной теории. Конфликт и кооперация между индивидами остаются в центре внимания приверженцев игр теории и рационального выбора теории.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot