Касты в Индии сегодня: особые черты
Современный мир обладает особыми чертами: он открыт, люди могут общаться друг с другом беспрепятственно, даже если находятся на разных полюсах планеты. Нам достаточно сложно представить, что до сих пор существуют страны, в которых действует строгое социальное разделение по древним принципам, и это считается нормой. Одним из ярких примеров тому является Индия, в которой существует кастовое деление общества.
Индийское общество с давних пор делилось на несколько сословий, которые носили название варны. Причиной разделения стало то, что первобытнообщинный слой разложился, и в связи с этим развилось имущественное неравенство представителей различных сообществ. Принадлежность к каждому из имеющихся сословий определялась правом рождения человека в нем. Так, в индийских Законах Ману историки нашли упоминания о таких индийских варнах, которые сохранились до сегодняшнего дня:
- Брахманы – жрецы и священнослужители. Это самый высший и почетный слой в кастовой системе. Сейчас эти люди являются духовными практиками, учителями, а также духовными сановниками, которые передают высшие знания о Ведах;
- Кшатрии – военнослужащие и охранники. Основная задача – охранять страну от нападок, а также прислуживать господам и обеспечивать их безопасность, особенно от представителей низших слоев населения. На сегодняшний день кшатрии могут заниматься не только военной службой, но также занимать административные должности, что считается очень престижным и оплачивается выше среднего, делая кшатриев обеспеченными и ни в чем не нуждающимися людьми;
- Вайшья – это земледельцы. В основном они занимались разведением скота, а также организацией внутренней и внешней торговли. В основном их деятельность строится на контроле за финансами, а также в сфере банковского дела. Вайшья, которые изначально были заняты в сельском хозяйстве, сегодня предпочитают не заниматься обработкой земли напрямую, а распоряжаться товарами (они перепродают их между территориями Индии или за ее пределы);
- Шудры – это каста, в которую входят ущемленные члены общества. они не имеют ту полноту прав, что предыдущие три касты. В основном, это крестьяне, которые изначально находились в рабстве у господ, но со временем были освобождены. Так как статус передавался по наследству от старших младшим, а детей в семьях шудров всегда рождалось очень много, сегодня эта каста – наиболее многочисленная.
Все государственные полномочия по управлению и принятию решений сосредотачивались в руках представителей двух первых варн (брахманы и кшатрии). Переход из одной варны в другую был невозможен, также присутствовали ограничения, которые касались смешанных браков. Таким образом, социальная мобильность была полностью ограничена, поэтому судьба людей была предопределена с момента их появления на свет.
Иные характеристики каст
Со временем в Индии укрепился кастовый строй. Варны разделились на касты, и теперь принадлежность к ним определялась не только правом рождения, а и определенной профессией, которой владеет индивид. Таким образом, кастовое деление стало отражением общественного разделения труда. До сих пор исследователи отмечают, что в Индии сохранилась вера в то, что если индивид будет соблюдать абсолютно все правила, свойственные его касте, то в следующей жизни при перерождении он получит возможность стать членом касты более высокого уровня. Если же он нарушает правила, то, соответственно, в следующей жизни его ждет понижение по социальной лестнице.
Как социальная организация, каста существует в каждом районе современной Индии. Но в каждом регионе она может обладать специфическим разделением и особенностями. Так, например, каждая каста имеет множество более мелких подкаст, которые называются «джати». Это делает количество подкаст бесчисленным, и сложно дать характеристику абсолютно каждой. Есть мнение, что они несущественно отличаются друг от друга, а все различия выстраиваются в зависимости от пола человека, его возраста, происхождения и иных особенностей. Все это вынудило власти прийти к тому, что в переписях населения попросту не указывается каста, к которой принадлежит человек.
Например, сегодня существуют касты портных (Дарзи), водоносов (Джхинвар), мусорщиков (Бханги), и даже каста брахманов, которые живут только благодаря милостыням (Бхатра). Таким образом, практически любая профессия получила свое название и соотнесение к касте, поэтому их сложно подсчитать. Безусловно, если говорить о влиянии, то сегодня кастовая система не имеет того священного значения, как это было раньше, в древние времена. Сейчас наблюдается тенденция к постепенному сокращению влияния каст и социальных слоев на жителей и их жизнедеятельность.
Если раньше жизнь индусов определялась социальным происхождением, то сегодня для них открылись возможности социальной стратификации. Например, индус может получить продвижение по службе благодаря собственным индивидуальным особенностями и личностным характеристикам. Он может постоянно повышать уровень своих знаний, образование открывается не только в самой Индии, но и за ее границей. Рождение в семье с определенным статусом не определяет будущую жизнь человека, и это делает индийское общество более открытым. Знания и умения – это те преимущества, с помощью которых индус из бедной семьи может добиться значительных успехов.
Конечно же, стереотипы до сих пор существуют, и в особой степени они оказывают влияние на касту неприкасаемых. Это люди, которые занимаются самым тяжелым и грязным трудом, берут на себя работу, которую никогда не возьмут на себя индусы из высших каст. Неприкасаемые ограничены во всем: им запрещается гулять рядом с индусами из высших каст, пить с ними из одного колодца или есть в одной закусочной. Одежда неприкасаемых должны быть неяркая, никакой праздничности или торжественности. Ограничения в отношении этих людей действуют на протяжение многих веков, а сегодня также считаются нормой и принимаются индийским обществом.