Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование социологических исследований в журналистике и PR

Социология журналистики

Определение 1

Социология журналистики – это специальная социологическая дисциплина, которая занимается изучением журналистики во всех ее проявлениях как социального явления.

Поскольку журналистика выступает в качестве коммуникативной системы, то социология коммуникации стала одной из близких для социологии журналистики отраслью. Чаще всего эти направления рассматриваются как единое целое, а ряд исследователей включают сюда понятие пиара.

Как и социология коммуникации, социология журналистики направлена на исследование социальной коммуникации как особой структуры и системы.

Рассматривается социальная коммуникация с нескольких точек зрения:

  1. Межличностная коммуникация;
  2. Массовая коммуникация.

Массовую коммуникацию изучают, рассматривая ее структуру. К ней относят средства массовой информации (СМИ), средства для связи, социальные сети и глобальную сеть Интернет. Исследования коммуникаций крайне необходимы, особенно если речь идет о коммуникациях в виртуальной пространстве, поскольку сегодня общество информатизируется, а поле зрения человека из реального мира постепенно перетекает в виртуальный мир. Что касается предмета социологии журналистики, то справедливо будет говорить о социологии массовой коммуникации. В научных кругах присутствуют исследователи, которые в подобном контексте также употребляют термин «социология массмедиа».

Социология журналистики, таким образом, - это одна из обширных отраслей социологического знания. Она направлена на изучение закономерностей и особенностей функционирования СМИ в обществе. Также социология журналистики анализирует взаимодействие средства массовой информации с аудиторией.

Но взаимодействие не ограничивается узкими кругами, оно может касаться:

«Использование социологических исследований в журналистике и PR» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Руководящих структур;
  2. Финансирующих структур;
  3. Строение и деятельность структур.

Предметом социологии журналистики является функционирование в обществе СМИ. Одним из основных условий функционирования является взаимодействие с большим количеством социальных институтов, а также взаимодействие с разными аудиториями. Поскольку сегодня практически каждому человеку доступны средства массовой информации, то второе условие вполне реализуемо. В социологии журналистики социологические исследования чаще всего направлены на поиск и выявление закономерностей, которые присутствуют в формировании информационных потоков. Также в дальнейшем важно проследить, как эти информационные потоки двигаются, кого они затрагивают, являются ли они безопасными, могут ли они меняться, использоваться человеком для реализации поставленных целей.

Но предмет социологии журналистики структурирован, рассматривает его можно с точки зрения различных элементов. Во-первых, здесь можно выделить особый субъект деятельности. И она производится внутри социологии журналистики. Изучают структуру информации, строение СМИ. Во-вторых, деятельность журналистов всегда привлекала и привлекает внимание социологов. Журналисты – профессионалы со своими потребностями, целями и функциями. Они используют свои знания и возможности для того, чтобы обрабатывать информацию и систематизировать, а затем представлять на суд общественности. Журналисты владеют разнообразными инструментами, которые помогают им в том, чтобы манипулировать общественным сознанием, однако они же могут контролировать мнение и потребности общества. Они могут предугадывать, какой эффект окажет та или иная информация, и как она может повлиять на изменения в общественной и социальной системе.

Функции социологии журналистики и виды исследований

Как уже ранее было отмечено, социология журналистики пересекается с социологией коммуникаций. Функции социологии коммуникации автоматически становятся функциями журналистики. И функции эти крайне важны в социологических исследованиях, поскольку опираясь на них, социолог может анализировать характер деятельности журналистов. Но есть и специфические функции, такие, как:

  1. Теоретико-познавательная – она направлена на выявление знаний о журналистике и трансляцию в общество;
  2. Описательная – производится анализ и подробное описание социальных событий и явлений, которые рассматриваются через призму журналистики как вида деятельности;
  3. Прогностическая функция считается одной из самых влиятельных. Она выражается в определении основных тенденций в обществе, а определить эти тенденции можно благодаря различным исследованиям в рамках журналистики;
  4. Мировоззренческая – информация, которую журналисты выбирают в качестве той, что необходимо транслировать, может влиять на мировоззрение и общественное мнение. Благодаря ей составляется образ или мнение о политическом деятеле или партии, а также о конкретном социальном процессе или явлении.

Журналисты часто берут на себя роль социологов, и им также приходится выполнять разного рода исследования. Во главе угла стоят маркетинговые исследования, их цель для журналиста заключается в поиске и установлении определенной информационной ниши, которая подойдет для программ или изданий, и которая будет востребована у потребителя. У газеты, ТВ-шоу есть своя аудитория, и журналистам важно понять, как аудитория реагирует на инфоповоды, есть ли у нее интерес к транслируемым телепередачам, или следует поменять контент, потому что аудитория сменилась, стала старше или моложе. Социологические методы в журналистике также помогают выявить платежеспособных рекламодателей, с которыми будет выгодно сотрудничать.

Второй вид социологических исследований в журналистике – это исследование информационных предпочтений аудитории. Метод созвучен с методом маркетинговых исследований, однако его специфика состоит в том, чтобы выявить аудиторное поведение и определить механизмы, с помощью которых можно повлиять на поведение, в некотором роде вручную, искусственно его сформировать и манипулировать им в сторону, выгодную для журналистов и рекламодателей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot