Краткая биография Эмиля Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм – представитель французской школы социологии, был сторонником классического позитивизма.
Социологические взгляды Дюркгейма формировались под влиянием Р. Декарта и его рационалистической методологии, Ш. Монтескье и идей детерминизма, И. Канта и учения об этике, В. Вунда с его основами экспериментальной психологии, О. Конта и его позитивизма, Г. Спенсера и его структурного функционализма и др.
Дюркгейм один из первых не только смог теоретически обосновать предмет изучения социологии как науки, но и разработал методологию социологического исследования. Им социология была определена как ведущий научный метод познания, была разработана концепция механической и органической солидарности, заложены основы социологии религии, проведен анализ причин возникновения самоубийства.
Дюркгейм трактовал социум в качестве относительно целостной системы социальных фактов, между которыми налажено множество отношений. Социальный факт в его концепции был отождествлен с понятием социального института, понимаемого в качестве консолидированного комплекса, состоящего из двух половин: сознательной и материальной. Такой дуализм – фактор, которым обусловлена человеческая и общественная сущность. Общество функционирует через развитие коллективного сознания и коллективные представления.
Социология Дюркгейма
Дюркгейм считал, что социология – высшая ступень познания и ставил ее на один уровень с естественными науками.
Дюркгеймом была описана структура социологии, включающая несколько частей:
- социальная морфология, изучающая общественное устройство;
- социальная физиология, занимающаяся социальными сферами общества;
- общая социология, рассматривающая законы функционирования общества и включающая отраслевые теории – социологию труда, социологию семьи, социологию молодежи и пр.
Дюркгейм стоял у самых истоков социологии, выделяя в качестве ее предмета социальные факты, то есть социальные институты, представляющие собой объективные явления, которые можно пронаблюдать: брак, семью, общественные группы и пр. Социальные факты помогают сформировать коллективные представления и состоят из единства сознательного и материального.
Дюркгейм выделил две разновидности факторов, обуславливающих поведение индивида:
- морфологические – побудительное воздействие на поведение человека в качестве социально-биологического существа: способ общения, плотность населения и пр.;
- психологические – побудительное воздействие на социально-психологическое существо: коллективное представления, передающиеся между поколениями.
Коллективные представление вырабатывает общественное сознание. Они могут укреплять социальные связи или вызывать социальную аномию.
Социологический метод Дюркгейма предполагал рассмотрение социальных фактов в качестве вещей, а изучаться они должны эмпирическим путем, как в естественных науках.
Основные правила социологического метода исследования социального явления:
- использование косвенного наблюдения;
- сравнение по аналогии;
- поиск общих закономерностей посредством изучения единичного;
- выявление причинно-следственных связей;
- установление источников исторического развития.
Поведение личности в обществе определяет социальная сплоченность общества, а в личности противостоят два начала: социальное и индивидуальное. Когда снижается социальная сплоченность общества, личность утрачивает ценностные ориентации, что вызывает аномию.
Аномия – это отсутствие закона, организации и поведенческих норм.
Дюркгейм обращал внимание, что такие ситуации наблюдаются в кризисные времена, когда у людей пропадает уверенность в том, что от их ожидает, и они затрудняются в выборе дальнейших своих действий.
Механическая и органическая солидарность
Основную проблему социологии Дюркгейм видел в социальной солидарности. Общество существует только потому, что люди некоторым образом солидарны, то есть имеют ряд общих представлений, говорят на одном языке, придерживаются определенных норм.
Дюркгейм выделял два типа солидарности:
- механическая – примитивная – личность не принадлежит себе и полностью поглощена коллективом;
- органическая – цивилизованная – основана на разделении труда. Чем более глубокое в обществе разделение труда, тем более со зависимы в нем люди.
Дюркгеймом было введение понятие «нравственное здоровье» общества, чтобы обозначить направленность на общественный идеал, который может объединить социальную группу в ее стремлении достичь общие цели.
Иными словами, Дюркгейм утверждал, что нормальное состояние общества основано на профессионализме, специализации функций, развитом экономическом планировании. Ненормальное состояние общества связано, по его мнению, с ростом противоречий труда и капитала, анархией производства и анализирует его проявления в качестве болезни капитализма. Преодолеть это можно через мирное решение конфликтов, ослабление борьбы и конкуренции, установление правил, твердо регламентирующих отношения между классами, введение справедливости и равенства социальных возможностей в соответствии с принципом «отдавать должное заслуге».
Социология религии
Религия, по Дюркгейму – это солидарная система верований и практик, объединяющая людей в «моральную общность», то есть церковь. Религию создало общество, каждым типом общества формируется собственная религия.
Дюркгейм занимался изучением закономерностей коллективного религиозного сознания.
Функция религии – помочь человеку жить, ею определяются социально приемлемые поведенческие образцы, она же способствует сдерживанию индивидуально эгоистических личностных порывов.
Именно религией порождена мораль, наука и искусство. Социолог предлагал теорию религии без Бога. Дюркгейм обращал внимание на то, что изменения в условиях жизни людей вызывают замену одних религиозных обрядов и верований на другие.