Технология «перевернутого урока» в языковом образовании
В преподавании русского языка все чаще применяются новые приемы и техники, которые позволяют перевести обучение в интерактивный формат, сделать его дифференцированным и более практико-ориентированным. С этой целью учителя апробируют различные формы проведения учебных занятий, одной из которых выступает «перевернутый урок».
Суть модели «перевернутого урока» заключается в стимулировании познавательной активности и самостоятельности ученика в процессе обучения, а также в опоре на развитие интерактивных форм взаимодействия на учебном занятии.
В основе технологии «перевернутого урока» лежит такая организация учебного процесса, при которой теоретический материал к теме изучается самостоятельно в качестве домашнего задания, а урок посвящен отработке практических навыков и восполнению пробелов в знаниях.
Главные отличия «перевернутого урока» от традиционного формата проведения занятий заключаются в следующем:
- «Перевернутый урок» выполняет пропедевтическую функцию, подготавливая ученика к освоению практических навыков.
- Ведущая роль в усвоении материала принадлежит ученику, его активности и целенаправленной познавательной деятельности.
- Содержание учебного занятия становится дифференцированным, направленным на удовлетворение образовательных потребностей каждого ученика.
- «Перевернутый урок» способствует формированию дисциплины и ответственного отношения к учебе и ее результату.
В то же время технология «перевернутого урока» имеет и свои недостатки, которые обусловлены личными качествами учеников: отсутствием мотивации, низким уровнем познавательного интереса, несформированными навыками самостоятельной работы, а также недобросовестным отношением к подготовке.
«Перевернутые уроки» в языковом образовании особенно эффективны при изучении:
- Орфографии и пунктуации, которые являются практико-ориентированными курсами и нуждаются в тщательной проработке на уроке. Поэтому отнесение теории на самостоятельное домашнее изучение высвобождает на уроке время, необходимое для отработки правописных навыков.
- Языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических), особенно в период подготовки к государственной итоговой аттестации. Задания этого типа базируется на знании обширного теоретического материала, который не может быть усвоен в рамках одного учебного занятия. Между тем главным аспектом в формировании языковой нормы, является практическое применение полученных знаний, что возможно сделать только при условии, если ученик заранее осваивает теорию, а затем тренируется применять полученные знания на практике.
- Тем, связанных с развитием навыков связной письменной речи. Так, для успешного написания сочинения необходима предварительная подготовка, которая включает сбор материалов, выстраивание композиции, лексико-семантическую, орфографическую работу, а также редактирование текста. Облегчить работу над сочинением на уроке можно с опорой на самостоятельную подготовку дома, оставив на занятии время для обсуждения и выбора лучшего варианта.
Применение «перевернутого урока» в преподавании русского языка
Методические аспекты проведения «перевернутого урока» связаны с использованием различных приемов организации самостоятельной работы учеников дома, в период подготовки к такому занятию. Здесь важно стимулировать учеников выполнить домашнее задание, а также глубоко вникнуть в суть изучаемой темы. В этом помогут приемы работы, которые способствуют «погружению» в материал и выявлению объективных трудностей, противоречий в процессе обучения. Так, ученику предлагается:
- познакомиться с теорией и составить «шпаргалку» по теме в виде рисунка, схемы, краткого текста, ограниченного в количестве слов. Это задание позволяет не просто познакомиться с теорией, но и переосмыслить ее, выделить в материале главное и структурировать его удобным для запоминания образом;
- прочитать теоретические сведения и подобрать примеры (упражнения), которые бы показывали их практическое применение. Обязательное условие – примеры должны быть достаточно сложными, содержать исключения и редкие случаи применения правил;
- прочитать теорию и исправить ошибки в работе (упражнении, тесте), которую учитель дал для домашней проработки. Задание позволяет сразу же связать теорию с практикой, показать ее ценность для выполнения тех или иных учебных действий;
- создать на основе теоретического материала творческий продукт: комикс, сценарий языкового видеоролика, презентацию, лингвистическую сказку. Такие задания помогают представить языковой материал в новом, неожиданном виде, сделав его более занимательным и запоминающимся.
В процессе проведения «перевернутого урока» важно также правильно выстроить систему заданий, которые позволяют учителю выявить уровень понимания теории, степень ее усвоения и готовности к практическому применению. Так, преподаватель может использовать следующие типы заданий:
- Работу с деформированным текстом (заполнение лакун в соответствии с изученными правилами или нормами речи).
- Решение тестовых заданий различного уровня сложности.
- Написание диктантов, комментированное письмо под диктовку.
- Соревновательную работу в группах по выполнению блока заданий разного уровня сложности и направленности.
- Языковые квесты, викторины, брейн-ринги.
Результатом применения технологии «перевернутого урока» должно стать включение ученика в активную деятельность на уроке, развитие навыков самостоятельной работы и создание условий для индивидуализации процесса обучения.