Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Метаграммы и анаграммы на уроках русского языка

Метаграммы и анаграммы на уроках русского языка

Преподавание русского языка в современной школе решает не только задачи языкового и речевого развития, но и является мощным средством развития интеллектуальных навыков, творческого мышления, эмоционально-оценочной сферы личности. Поэтому учитель-словесник использует в работе приемы и методы, которые позволяют ему решать как предметные задачи, так и развивающие и воспитательные. Поэтому в арсенал педагогических техник, применяемых на уроке, вводятся упражнения игрового характера, которые способствуют повышению мотивации к учению, развивают интерес к слову, наблюдательность, помогают обогащать словарный запас, учат наблюдать за составом слова.

Определение 1

Метаграммы и анаграммы представляют собой виды игровых упражнений, относящихся к категории словесных игр, помогающих улучшить зрительную память, расширить словарный запас, содействовать формированию навыков быстрого чтения.

Метаграмма представляет собой языковую загадку, основанную на получении нового слова путем преобразования исходного с помощью замены букв. Метаграммы могут быть как в стихотворной, так и в прозаической форме.

Например: «С А животное с рогами, / На оленя я похожа, / С Е живу с учениками, / Кто с трудом дружить не может». Ответ: лань – лень.

Метаграммы на уроках русского языка могут использоваться в разных целях:

  1. Как прием языковой игры, развивающий внимание и наблюдательность. Учитель предлагает превратить «мышку» в «кошку», меняя каждый раз по одной букве в исходном слове за меньшее число ходов: мышка – мошка – кошка.
  2. Как способ запоминания написания слов: «превращение» одного слова в другое. Например: салют – салат – халат.
  3. В виде загадки, которая стимулирует творческое, нестандартное мышление: Как превратить часть треугольника в быстроходную лодку? (Катет – катер). Как превратить кислый фрукт в морской залив? (Лимон – лиман). Как превратить черную птицу в лекаря? (Грач – врач).
Определение 2

Анаграммы представляют собой языковые загадки, основанные на получении зашифрованного слова путем перестановки букв.

«Метаграммы и анаграммы на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Например: АККТО – КАТОК, МУПЕЕЛТ – ПУЛЕМЕТ, ДНКШААРА – КАРАНДАШ.

Применение анаграмм развивает комбинаторные навыки, учит наблюдать за звукобуквенным составом слов, помогает лучше запоминать их написание. Применение анаграмм возможно в начале урока как элемент языковой разминки, а также при организации языковых игр, соревнований как на обычных уроках, так и на занятиях, которые проводятся в нетрадиционной форме: викторины, брейн-ринг, языковые игры.

Упражнения с анаграммами в преподавании

Анаграммы могут стать самостоятельным видом упражнений или творческих заданий, при организации проблемного или развивающего обучения.

Варианты применения анаграмм на уроках русского языка:

  1. Создание мотивации, развитие познавательного интереса путем «шифрования» темы урока. Вместо готовой темы учитель предлагает детям решить анаграмму: ЫЕШНВЛНОЕДЕУ ЩНТЫЛЕЬСЕИЕУСВТ (ОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ).
  2. Шифрование словарных слов или слов с изучаемой орфограммой: ЛЯАЛЕ ОТЗРОГИН ТОРЮАРМНТ БОИДН (АЛЛЕЯ, ГОРИЗОНТ, НАТЮРМОРТ, БИДОН). Например, словарный диктант можно провести в необычном, увлекательном для детей формате. Вместо диктовки можно предложить детям решить и записать анаграммы к тем словарным словам, которые они готовили для словарного диктанта.
  3. Варианты заданий, которые связаны с самостоятельным составлением анаграмм. Дети делятся на команды, составляют дома анаграммы (тематический список слов может быть оговорен заранее) и соревнуются на уроке, кто больше расшифрует загаданных слов. При этом сфера использования приема практически не ограничена: в виде такого соревнования можно организовать работу с лингвистическими терминами, словарными словами, фактами из литературных произведений и проч.
  4. Использованием анаграмм-ребусов, развивающих языковую комбинаторику. Например, учитель предлагает слово «лето» и список цифр к нему 3214. Задача ученика догадаться, что порядок следования цифр означает порядок перестановки букв в исходном слове: лето – тело. Используя такой прием, можно давать анаграммы-«перевертыши»: пила – липа; карп – парк; шпала – лапша; атлас – салат; маяк – ямка; шлюпка – плюшка.
  5. Вариант использования анаграмм – поиск слова, «спрятавшегося» в другом слове, или составление слов из букв заданного слова. Этот прием не только развивает наблюдательность, но и помогает расширить словарный запас. Такое упражнение можно провести в виде игры «Кто больше?». Например, кто больше составит слов из букв слова «астрономия»: оса, соя, аист, ария мина, мята, сани, сари, сорт, срам, стан, сито, ярмо, трон, трос и проч.

Таким образом, использование анаграмм и тавтограмм на уроках русского языка позволяет сделать урок более увлекательным, а также помогает развивать комбинаторные навыки и внимательность.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot