Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Разнообразие упражнений по лингвистике

Понятие лингвистического упражнения и его роль в формировании учебно-языковых умений

Определение 1

В дидактике под упражнением понимается специально организованная, целенаправленная работа по многократному воспроизведению учебных действий для их автоматизации.

Замечание 1

В структуре обучения учебное упражнение может выступать как самостоятельное звено педагогического процесса, а может рассматриваться как одна из учебных процедур наряду с открытием нового знания или закреплением изученного.

Критерии эффективности упражнений:

  1. Осознанность и целенаправленность выполнения операций.
  2. Знание правил выполнения действий, входящих в структуру упражнения.
  3. Анализ недочётов и их коррекция.
  4. Постоянный анализ достигнутых результатов, контроль и самоконтроль выполнения.
  5. Систематичность.
  6. Наглядность, показ образца действия педагогом.
  7. Постепенное усложнение выполняемых действий, обучение переносу имеющихся способов действий в новую учебную ситуацию.
Определение 2

Под лингвистическим упражнением следует понимать учебное задание, цель которого состоит в формировании, развитии и автоматизации речевых навыков.

Обучение языкам базируется на овладении четырьмя основными видами речевой деятельности: порождение устного высказывания и его восприятие (говорение / слушание), создание письменного высказывания и понимание печатного текста (письмо / чтение), соответственно лингвистические упражнения призваны сформировать у учащихся навыки во всех видах речевой практики.

Поскольку речевая деятельность базируется на знании законов устройства и функционирования языковой системы, лингвистические упражнения также включают операции, связанные с овладением теоретической грамматикой: опознание языковых явлений, их дифференциация, сравнение по наиболее общим признакам, обобщение, составление опорным конспектов, схем, подбор примеров, иллюстрирующих положения теории, и применение сведений на практике.

«Разнообразие упражнений по лингвистике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Разнообразие упражнений по лингвистике и их классификация

В основу выделения типов лингвистических упражнений могут быть положены разные критерии.

По содержанию изучаемых разделов языковой системы лингвистические упражнения подразделяются на:

  1. Фонетические и фонетико-графические - направлены на развитие умения различать звуки и их графическое обозначение, характеризовать звуки по акустико-артикуляторным признакам, соотносить звуковую и буквенную структуру лексем, правильно произносить слова, ставить в них ударения. Среди упражнений этой группы наиболее востребованными являются фонетический анализ, а также наблюдение над звуковым обликом слова, группировка слов по сходству / различию звуков, исправление орфоэпических и (или) акцентологических ошибок, транскрибирование, графическая запись по транскрипции и др.
  2. Лексико-фразеологические имеют целью обогащение лексического запаса, предотвращения ошибок словоупотребления и формирования чувства стиля. К ним относят: работу со словаря (поиск слов, анализ словарной статьи), составление собственных словарей, толкование слов через подбор синонимов или из контекста, составление словосочетаний или предложений со словом в определённом значении, лексико-стилистический анализ, подбор синонимов, антонимов, паронимов с последующим объяснением их значений, толкование фразеологизмов, подбор коммуникативных ситуаций, в которых их употребление уместно и необходимо.
  3. Морфемные задания направлены на усвоение структуры слова и включают морфемный разбор, подбор лексем заданной структуры, графические диктанты, группировку лексем по наличию в них определённых морфем, выявление функции морфем.
  4. Словообразовательные упражнения помогают сформировать понятия о способах пополнения словарного состава через образование новых лексем. Для этого используются словообразовательный разбор, подбор однокоренных слов, составление словообразовательных цепочек.
  5. Морфологические задания ориентируют на приобретение навыков использования слов разных грамматических классов: морфологический разбор, постановка лексемы в указанной форме, группировка лексем по их грамматическим признакам, подбор примеров для иллюстрации грамматических значений и (или) признаков, исправление грамматических ошибок.
  6. Синтаксические упражнения помогают усвоению сведений о строении разных синтаксических конструкций и формируют навыки их употребления в речи (синтаксический анализ, подбор языковых иллюстраций к синтаксическим схемам, составление схем).
  7. Правописные упражнения развивают пунктуационные и орфографические умения (осложненное списывание, тесты, диктанты).

  8. Коммуникативные упражнения (упражнения по развитию речи): сочинения, изложения, эссе, различные проекты, подготовка публичных выступлений и проч.

По видам речевой деятельности можно выделить:

  1. Упражнения, направленные на развитие восприятия звучащей речи (аудирование, чтение вслух, обсуждение прочитанного, составление диалогов, поиск и коррекция ошибок звучащей речи, оценка устного высказывания).
  2. Упражнения на выработку навыков создания устных и письменных высказываний (пересказы, подготовка устных ответов и выступлений, написание сочинений, эссе).
  3. Упражнения по работе с текстом (чтение, проблемно-тематический или лингвистический анализ, восстановление деформированного текста, замена слов синонимами в контексте, составление плана, конспекта, соотнесение содержания текста с утверждениями о нём, ответы на вопросы по тексту).

По форме выполнения лингвистические упражнения бывают устные (чтение, пересказ, проговаривание, устный ответ) и письменные (диктант, тестирование, сочинение, эссе).

Среди лингвистических упражнений также выделяют:

  1. Репродуктивные, основанные на повторе действий по образцу (списывание, подбор слов / предложений, соответствующих схемам, языковые разборы, изложение).
  2. Частично-поисковые (наблюдение над языковыми фактами с целью сопоставления их признаков, поиск выхода из проблемной учебной ситуации, самостоятельная формулировка правил на основе анализа примеров, поиск и исправление недочётов).
  3. Творческие, связанные с созданием уникальных речевых высказываний или самостоятельным поиском и усвоением информации (сочинения, эссе, проекты).

Выбор типов упражнений, их последовательность и сочетание определяются конкретными задачами лингвистического образования и уровнем подготовки ученика на данной ступени овладения языком.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot