Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Управление в предложениях при синонимических словах

Общая характеристика управления

Управление – это один из вдов подчинительной связи, которая характерна для словосочетаний, где одно слово выступает как зависимое по отношению к главному.

В основе данного типа подчинения лежит требование к употреблению зависимого слова в той предложно-падежной форме, которую требует главное: не взять ни копейки, читать журнал, обратиться за консультацией, годный к строевой, стакан компота и проч.

Управление чаще всего встречается в таких сочетаниях, которые построены по модели «глагол + предложно-падежная форма субстантива», хотя встречаются и такие сочетания, которые построены по принципу «существительное + существительное», а также «прилагательное + существительное».

В зависимости от того, требуется ли при зависимом слове предлог или нет, различают две разновидности управления: предложное и беспредложное: смотреть трансляцию, играть с мячом, тарелка каши, кровать из железа.

Статья: Управление в предложениях при синонимических словах
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Среди конструкций, построенных по модели управления, выделяют те, которые построены на основе сильной связи, а также те, которые характеризуются слабой связью. При сильной связи главное слово требует одного определенного падежа от зависимого (например, в конструкциях с отрицанием): не нарубить дров, не сварить ужина, не прочитать книги, не дождаться поезда, не решить задачи.

При слабом управлении формы зависимого слова могут варьироваться: поблагодарить друга, поблагодарить за подарок, гулять в парке, гулять по берегу озера, гулять с приятелем, гулять за городом и проч.

Управление в предложениях при синонимических словах

Иногда в качестве главного слова в словосочетаниях, построенных по модели управления, выступают такие, которые являются синонимами (то есть близки по семантике) или же однокоренными, но требуют при себе разных форм зависимых слов. Их следует различать, поскольку смешение таких форм ведет к грамматической ошибке. Например: В магазине я оплатил за стоимость доставки товара. – В магазине я заплатил за доставку товара.

«Управление в предложениях при синонимических словах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Рассмотрим наиболее частые случаи управление в предложениях при синонимических словах.

Я обиделся на него за правду. – Я обижен его равнодушием (винительный – творительный).

Я несказанно обрадовался ему. – Я обрадован твоим возвращением (дательный – творительный).

Он обратил внимание на допущенные ошибки. – Он уделили внимания допущенным ошибкам (винительный – дательный).

Ученый опирается на разработки предшественников. – Старик тяжело опирается на клюку. – Исследования базируются на результатах опытов (винительный – предложный).

Мои предположения основываются на наблюдениях. – Чем обоснованы ваши догадки? (предложный – творительный).

Ученики составили отзыв о спектакле. – Класс писал рецензию на постановку. – Составьте аннотацию на данное издание (предложный – винительный).

Он отчитался в проделанной работе. – Он сделал отчет о своей работе («в + предложный» / «о + предложный»).

Полное карасей ведро стояло на веранде. – Наполненный водой кувшин поставили в холодильник. – Исполненный надеждой порыв объединил нас (родительный – творительный).

Благодаря тренировкам спортсмен получил превосходство над соперниками. – Спортсмен демонстрировал свое превосходство перед соперниками («над +творительный» / «перед + творительный»).

Защитная пленка препятствует повреждению экрана. – Новый препарат тормозит процесс старения (дательный – винительный).

Необходимо различать омонимы и многозначные слова. – Необходимы отличать синонимы от паронимов (винительный – «винительный + от + родительный).

Отец рассердился на детей. – Отец рассержен проступками детей (винительный - родительный).

Я испытывал уверенность в правильности своего решения. – Я верю в победу нашей команды (винительный – «в + винительный»).

Он удивлялся этому поступку. – Я был крайне удивлен его словами (дательный – творительный).

Управление при синонимических словах следует отличать от таких его разновидностей, когда разные предложно-падежные формы используются при одном слове. Например: сердился на ребенка – рассержен шуткой (однокоренные глаголы) / швырнул на стол – швырнул камнем – швырнул камень (одним и то же глагол, который может иметь зависимые слова в разных падежах).

Неразличение синонимичных конструкций приводит к появлению речевых ошибок. Например: После просмотра новой постановки мы написали отзыв на нее (верно: Мы написали отзыв о ней). Я был исполнен самых радостных надежд (верно: Я был исполнен самыми радостными надеждами). Наша вера в победе поддерживает нас (верно: Наша вера в победу поддерживает нас). Прочитайте аннотацию о данной книге (верно: Прочитайте аннотацию на данную книгу).

При употреблении словосочетаний, где возможны синонимичные управляющие слова, необходимо внимательно определять падеж зависимых слов и не допускать смешения их форм, а также предлогов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.04.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot