Справочник от Автор24
Все самое важное в приложении

Элокутивные средства дискурса как объект изучения на занятиях по РКИ

Элокутивные средства дискурса как объект изучения на занятиях по РКИ

Каждый язык обладает системой стандартных языковых форм, обеспечивающих успешную реализацию общения в разных ситуациях. При обучении РКИ иностранцев этим языковым средствам уделяется значительное внимание, в том числе и таким из них, которые обеспечивают богатство и разнообразие речи, то есть синонимам. Речь инофона станет более успешной и эффективной при наличии синонимической базы, умении употреблять синонимические конструкции в речи, варьируя их в зависимости от стиля общения и типа коммуникативной ситуации, которая проявляется практически на всех уровнях языка. Когнитивный потенциал синонимических конструкций заключается в том, что они формируют навыки речемыслительной деятельности, связанной с оперированием различными языковыми знаками. Кроме этого, значимым аспектом речевого мастерства выступает правильное употребление изобразительно-выразительных речевых средств, а также выразительных средств фонетики и морфологии.

Определение 1

Элокутивные средства дискурса представляют собой такие его элементы, которые обеспечивают выразительность, богатство и разнообразие речевых высказываний.

В преподавании РКИ элокутивные средства предстают как типовые «речевые формулы», используемые ля придания речи эффекта непринужденности, свободы, разнообразия и семантической глубины.

Виды элокутивных средств и трудности их изучения иностранцами

В практике преподавания русского языка как иностранного выделено несколько классов языковых единиц, способствующих реализации элокутивного эффекта и вызывающих трудности у инофонов:

  1. Словообразовательные средства, придающие словам дополнительные (часто стилистически обусловленные) аспекты значения. Например, уменьшительные суффиксы, суффиксы пренебрежительной оценки, а также со значением преувеличения являются ярким средством речевой экспрессии. Их правильное использование в разговорной речи позволяет добиться необходимого эффекта для передачи эмоции, выражения оценки или особого отношения к предмету высказывания. Экспрессивной функцией также обладают некоторые приставки, использование которых также способно украсить речь, сделать ее более разнообразной, богатой.
  2. Использование средств морфологии, к которым относят, например, части речи. Употребление имен собственных связано с реализацией вокативной функции, а также является частью речевого этикета, поэтому обучение правильному использованию имен собственных является необходимым условием формирования навыков вежливого общения. Также в обучении РКИ «проблемное» поле составляют качественные прилагательные и наречия, значение которых не всегда верно осознается инофонами. К примеру, наречия-интенсификаторы «абсолютно» и «очень» часто смешиваются из-за непонимания специфики их семантики и функционирования в речи. Другим аспектом, вызывающим сложности в обучении инофонов, выступают русские глаголы с их многоаспектными характеристиками и достаточно большим количеством лексико-тематических групп (глаголы перемещения, движения, речи и мысли, чувства, состояния, уничтожения и проч.).
  3. Применение средств лексического уровня – многозначных слов, омонимов, синонимов, а также антонимов и паронимов, делающих речь насыщенной, семантически богатой. Обогащение словарного запаса – залог развития «банка» лексических средств элокуции, позволяющих использовать их, не только учитывая специфику значения, но и ориентируясь на особенности формы, стиля, коннотативных признаков, сферы употребления, времени возникновения и проч.
  4. Использование синтаксических средств, в частности, синонимичных структур предложения. В русском языке к конструкциям–синонимам можно отнести причастный оборот и СПП с придаточным определительным: Я увидел собаку, бежавшую мне навстречу. – Я увидел собаку, которая бежала мне навстречу. Также в качестве синонимичных выступают предложения с деепричастными оборотами и СПП с придаточными времени или простые предложения с предлогами: Управляя автомобилем, будьте внимательны. – Когда управляете автомобилем, будьте внимательны. – При управлении автомобилем будьте внимательны. Инофоны обычно испытывают сложности с разграничением этих конструкцией, процессами их взаимного преобразования, а также нормами употребления их в речи.

Указанные аспекты использования элокутивных средств языка способствуют созданию высказывания, отличающегося высоким уровнем речевой культуры, содержательно-формальным разнообразием. Это, в свою очередь, создает положительный имидж говорящего (пишущего), повышает доверие к сказанному в условиях профессиональной коммуникации. Кроме этого, элокутивные средства в обучении РКИ повышают уверенность инофона в своей речевой компетентности, снимают языковой барьер, способствуя нормализации общения, более свободному участию в коммуникативной практике.

Не нашел нужную статью?
Воспользуйся новым поиском!
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 17.11.2022
Трудности с учебой
Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot
Более 100 репетиторов по русскому языку
Опишите задачу, исполнители откликнутся сами
Заказать услугу