Школьник как «наивный» автор: понятие, параметры языковой личности
Категория «наивный» автор исследуется в таком разделе языкознания как лингвоперсонология, изучающем языковую личность говорящего и пишущего, а также индивидуальные аспекты коммуникативно-речевой деятельности.
«Наивный» автор представляет собой понятие, используемое для обозначения индивидуально-речевых особенностей личности, проявляющихся в речетворческой деятельности при создании текстов художественно-эстетической направленности.
Иными словами, понятие «наивный» автор охватывает речевое творчество непрофессионального характера, а также особенности, присущие языковой личности непрофессионального «писателя».
Школьник, который знакомится в период обучения с различными художественными жанрами, усваивает их речевые и коммуникативные особенности как путем изучения, так и интуитивно, в процессе чтения и индивидуального восприятия прочитанного. В результате у каждого школьника формируется набор представлений, касающихся закономерностей строения и функционирования различных жанров. При попытке создать собственное речевое произведение в предложенном жанре школьник опирается на этот круг представлений, а также интуитивно освоенные особенности художественных жанров.
Языковая личность школьника как «наивного» автора характеризуется следующими параметрами:
- Наличие жанровой «системы», сложившейся у школьников процессе знакомства с художественными произведениями. Так, обычно школьники, которые пробуют свои силы в качестве автора художественного текста, всегда определяют его жанровую принадлежность: «сказка», «рассказ», «повесть», «роман» и проч.
- Коммуникативно-речевые особенности, присущие определенным жанрам, например, коммуникативная цель, жанровые константы формы. Так, школьники начальных классов, которым было предложено написать сказку, в основном соблюдали композиционно-речевые особенности, присущие русским народным сказкам: зачин, троекратный повтор, концовка, употребление постоянных эпитетов и проч.
- Индивидуальная речевая манера, проявляющаяся в особенностях стиля, способе отбора языковых средств и их комбинации для выражения авторского замысла.
- Характер допускаемых ошибок и речевых недочетов, их регулярность и повторяемость.
- Эстетические языковые представления, которые определяют ориентацию на определенные речевые образцы в качестве жанрового идеала. Этим объясняется, например, наличие заимствований из произведений, которые нравятся школьникам, а также случаи подражания образцам как в форме, так и в содержании.
Особенности школьника как «наивного» автора в лингвоперсонологическом аспекте
Несмотря на наличие общих черт, присущих языковой личности школьника как «наивного» автора, каждому пишущему школьнику соответствуют определенные особенности, отражающие специфику реализации авторского стиля. Их можно обобщить следующим образом:
- Наличие диалогических компонентов, обращения к читателю: «Ну, и что, вы думаете, случилось после этого?»; «Вы знаете, что я сделал потом?» и проч. Апелляция к читателю, попытка установить с ним контакт является характерной чертой, присущей многим речевым произведениям школьников, что обусловлено диалогичностью манеры повествования, определенной интерактивностью, формируемой современным медиадискурсом.
- Обилие диалогов между персонажами в нарративных жанрах (действие заменяется обсуждением).
- Использование субъективно-окрашенной лексики для выражения прямого авторского отношения к персонажу, его поступкам, событиям.
- Свернутые описания, отсутствие развернутых пейзажных или портретных характеристик.
- Использование речевых штампов, клише, обилие канцеляризмов. Так, например, в художественных рассказах школьников встречаются такие выражения, как «взял ездовое животное», «некультурно чертыхнувшись», «план отступления с территории врага», «поприветствовал стандартными речевыми оборотами» и проч.
- Вторичность, связанная с использованием уже имеющихся сюжетов, образов, характеров, что выражается в стремлении создавать произведения в жанре фанфиков.
Эти особенности речевых произведений школьников как «наивных» авторов свидетельствуют не только о подражательной манере их творчества. Они показывают, как происходят процессы формирования представлений о жанрах, как складывается индивидуально-речевая манера повествования, усваивается система литературной топики, а также специфические приемы создания образа человека и мира в произведении.
Присущие «наивному» автору особенности со временем изживаются, однако они свойственны большинству школьников, которые пробуют свои силы в художественном творчестве, что позволяет говорить об их типологической значимости для характеристики личности «наивного» автора в лингвоперсонологическом аспекте.