Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Семантика и функционирование русских местоимений: трудности для иностранных учащихся

Семантика и функционирование русских местоимений: трудности для иностранных учащихся

Статус местоимений как особого лексико-грамматического класса слов в русском языке до сих пор не имеет однозначного определения. Это связано с морфологической спецификой местоимений, представляющих собой неоднородную группу слов с признаками существительных, прилагательных и числительных. При этом семантически местоимения сильно отличаются от слов данных частей речи, что и позволяет отнести их к самостоятельному классу в грамматике. Неоднородность местоимений, наличие в составе этой группы слов, сходных в морфологическом отношении со знаменательными частями речи обусловливает трудность их выявления и анализа для инофонов. Кроме этого, местоимения, хотя и обладают свойствами знаменательных слов, все же в полной мере не содержат морфологические признаки данных частей речи, поэтому можно говорить о грамматической специфике местоимений, не всегда осознаваемой иноязычными учащимися.

Несмотря на прономинативное значение местоимений, частота их употребления в речи достаточно высока: после существительных и глаголов они стоят на третьем месте по частоте воспроизведения в речи. Поэтому особую значимость в курсе РКИ приобретают вопросы, связанные с обучением их употреблению в речи: выявление значения и функций местоимений в разных контекстах, их грамматико-синтаксической роли в сложном предложении, а также их использование в качестве указательных слов и заместителей знаменательных слов.

Традиционно с изучением местоимений у инофонов связано несколько проблем:

  1. Употребление в речи местоимений «это / этот», их семантика и функционирование.
  2. Употребление в речи местоимения «себя».
  3. Функционирование притяжательных местоимений.
  4. Склонение определительных местоимений.
  5. Вопросы разграничения отрицательных и неопределенных местоимений.
  6. Использование вопросительных и относительных местоимений в предложениях разной структуры.
  7. Вопросы употребления указательного местоимений в главной части СПП.
«Семантика и функционирование русских местоимений: трудности для иностранных учащихся» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Знакомство с местоимениями иностранцев возможно организовать на занятиях двумя способами:

  1. Подход от формы к функции: на основе анализа языковой единицы определяется ее употребление в контексте.
  2. Подход от функции к форме: на основе анализа семантики и функции местоимений в речи изучаются особенности формы выражения.

Практические аспекты изучения отдельных местоимений в курсе РКИ

Преподаватель должен учитывать традиционные разряды местоимений, выделяемых в русской грамматике, однако выстраивать курс таким образом, чтобы отметить сходство в употреблении местоимений, относящихся к разным разрядам. К примеру, изучая местоимений «свой» и «себя», следует акцентировать внимание как на их семантическом сходстве, обусловленном возвратной функцией, так и на различиях, которые есть в их употреблении. Так, местоимение «себя» используется в контекстах, где объект и субъект совпадают: Я поранил себя. Местоимение «свой» акцентирует внимание на принадлежности объекта субъекту: Я взял свой карандаш. С учетом этих особенностей организуется изучение местоимений.

В русском языке также существуют случаи совместного использования в речи местоимений, которые принадлежат к разным разрядам: тот самый, каждый из них, кто-то другой, сам себя и другие.

При изучении местоимения «это» происходит разграничение его с формой «этот». Представляется нецелесообразным рассматривать «это» как форму среднего рода слова «этот», что значительно сужает диапазон функций, в которых употребляется данное местоимение. Кроме этого, обучающиеся должны быть ознакомлены с тем, что слово «это» иногда употребляется в качестве указательной частицы, а не местоимения.

Изучая местоимения с инофонами, преподаватель должен опираться на три аспекта:

  1. Семантику, то есть значение, которое они имеют в речи.
  2. Функционирование местоимений в речи.
  3. Грамматические признаки.

На этом основании происходит разграничение местоимений, относящихся к одному классу и выражающих сходное грамматическое значение. Например, местоимения «каждый, всякий» имеют специфику в употреблении, связанную с их значением. Местоимение «каждый» имеет значение – один из ряда подобных: «Каждый ученик писал тест в прошлом месяце.», «Каждый день начинается одинаково». Местоимение «всякий» семантически соотносится со словами «любой, разный»: «Всякие люди бывали здесь». В некоторых случаях они взаимозаменимы: «Каждый день одно и то же. – Всякий день одно и то же». В других контекстах они не могут быть заменены: «Я дал пакет с подарками каждому ученику», «Всякие люди встречались на моем жизненном пути».

Изучение местоимений с иностранцами требует пристального внимания к коммуникативному аспекту функционирования данных единиц, что способствует развитию речевых навыков учащегося.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot