Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обучение аудированию в методике РКИ

Аудирование как вид речевой деятельности

Целью обучения русскому языку как иностранному является развитие всех видов речевой деятельности, в том числе аудирования,

Определение 1

Аудирование – это разновидность речевой деятельности по восприятию звучащего текста и пониманию его содержания, исходя из анализа формы выражения.

Цель аудирования – сформировать аудитивную языковую компетенцию, связанную с умением сегментировать речевой поток, выделять в нём единицы, несущие смысловую нагрузку (лексемы, словосочетания, предложения), соотносить данные единицы с определённым языковым и предметным (или понятийным) содержанием и осмыслять на этой основе высказывание с учётом внеязыковых факторов и условий речевой ситуации.

Типы аудирования:

  • В соответствии с целью аудирование подразделяют на ознакомительное, детальное и оценочное (критическое).
  • По особенностям понимания содержания высказывания аудирование подразделяют на фрагментарное или глобальное (детальное).

Основные принципы и методические рекомендации в обучении аудированию:

  1. На начальном этапе обучения слушанию используется только знакомый языковой материал.
  2. Принцип семантизации новых слов в контексте (инофон постигает значение слов исходя из их контекстного употребления).
  3. Принцип опоры на интонационный слух (обучение распознавать типы интонационных конструкций в зависимости от ситуации и цели общения).
  4. Принцип развития фонематического слуха, умений анализировать фонемный состав слова, определять смыслоразличительную роль звуков в слове.
  5. Привлечение пассивного словаря для понимания текста.
  6. Выяснение значения многозначных слов, работа над омонимами, подбор синонимов.
  7. Ориентация на автоматизацию восприятия речевых клише и этикетных формул общения.
  8. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей инофона.
  9. Принцип доступности предъявляемого материала.
«Обучение аудированию в методике РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Обучение аудированию в методике РКИ

В методике РКИ обучение аудированию предполагает ряд этапов:

  1. Пропедевтический, цель которого состоит в диагностике способностей к восприятию звучащей информации и подготовке к слушанию. На данном этапе учащимся предъявляются цепочки слов, различающиеся одним звуком, и предлагается выявить их фонетические различия; предлагается прослушать текст с частично знакомыми словами и высказать предположение о его содержании или соотнести прослушанный текст с соответствующей ему речевой ситуацией (например, короткие диалоги на темы «В магазине», «В общественном транспорте», «На приёме у врача»).
  2. Обучение аудированию с использованием разных типов упражнений.
  3. Дальнейшая работа по автоматизации навыка слушания и устранению недочётов и ошибок восприятия.

К основным методическим приёмам обучения аудированию относят:

  1. Прослушивание текстов и диалогов в записи, беседа по их содержанию, установление истинности или ложности утверждений, относящихся к содержанию текстов, составление плана текста или его пересказ.
  2. Соотнесение прослушанного текста с визуальным рядом (определить правильную последовательность картинок по прослушанному тексту, подобрать речевую ситуацию к определенному изображению).
  3. Восприятие лекции педагога, диалоги с педагогом (и друг с другом) на заданную и свободную тему, совместные обсуждения каких-либо тем (проблем).
  4. Прослушивание чтения и записей сказок, стихов, песен, просмотр видеороликов и телепередач с последующим обсуждением, анализом используемой лексики, работой над новыми словами и выражениями, составлением диалогов на тему.
  5. Беседы, коллоквиумы, выступления с проектами на которых учащиеся слушают друг друга и педагога и оценивают свой уровень понимания звучащей речи.
  6. Рецензирование устных выступлений.

Данные виды упражнений призваны помочь инофону облегчить процесс восприятия звучащей речи, сформировать основы работы по анализу и пониманию текста на слух, обогатить лексический состав его речи и расширить грамматическую базу.

Трудности в обучении аудированию и их преодоление

Затруднения в обучении слушании могут быть обусловлены разными факторами:

  1. Быстрый темп речевого сообщения, наличие посторонних шумов.
  2. Сложность языкового материала, обилие новых слов либо идиоматических выражений, затрудняющих понимание высказывания.
  3. Большой объём предъявляемых для восприятия текстов.
  4. Отсутствие подготовительной работы перед началом аудирования либо предъявление печатного текста вместе с прослушиваемым (инофон вынужден заниматься сразу двумя видами речевой деятельности – чтением и слушанием, что затрудняет процесс восприятия информации).

Преодолению данных способствует соблюдение следующих правил:

  1. Систематическая и последовательная работа над обучением аудированию на каждом занятии.
  2. Тщательный отбор текстов с учётом их доступности, объёма и лексического наполнения.
  3. Использование опорного материала (картинки, схемы, план текста, вопросы по содержанию).
  4. Постановка конкретных целей и задач перед началом прослушивания текста.
  5. Отработка новой лексики, её семантизация, объяснение слов с национально-культурной спецификой.
  6. Работа по исправлению недочётов и ошибок в понимании звучащей речи.
  7. Использование разных приёмов обучения аудированию, повышение доли самостоятельной работы инофонов над звучащим текстом.

Обучение аудированию в методике РКИ необходимо проводить постоянно и сочетать с другими видами речевой деятельности (говорение, чтение и письмо), что поможет сделать процесс изучения языка эффективным.

Дата последнего обновления статьи: 25.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot