Аудирование как вид речевой деятельности
Целью обучения русскому языку как иностранному является развитие всех видов речевой деятельности, в том числе аудирования,
Аудирование – это разновидность речевой деятельности по восприятию звучащего текста и пониманию его содержания, исходя из анализа формы выражения.
Цель аудирования – сформировать аудитивную языковую компетенцию, связанную с умением сегментировать речевой поток, выделять в нём единицы, несущие смысловую нагрузку (лексемы, словосочетания, предложения), соотносить данные единицы с определённым языковым и предметным (или понятийным) содержанием и осмыслять на этой основе высказывание с учётом внеязыковых факторов и условий речевой ситуации.
Типы аудирования:
- В соответствии с целью аудирование подразделяют на ознакомительное, детальное и оценочное (критическое).
- По особенностям понимания содержания высказывания аудирование подразделяют на фрагментарное или глобальное (детальное).
Основные принципы и методические рекомендации в обучении аудированию:
- На начальном этапе обучения слушанию используется только знакомый языковой материал.
- Принцип семантизации новых слов в контексте (инофон постигает значение слов исходя из их контекстного употребления).
- Принцип опоры на интонационный слух (обучение распознавать типы интонационных конструкций в зависимости от ситуации и цели общения).
- Принцип развития фонематического слуха, умений анализировать фонемный состав слова, определять смыслоразличительную роль звуков в слове.
- Привлечение пассивного словаря для понимания текста.
- Выяснение значения многозначных слов, работа над омонимами, подбор синонимов.
- Ориентация на автоматизацию восприятия речевых клише и этикетных формул общения.
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей инофона.
- Принцип доступности предъявляемого материала.
Обучение аудированию в методике РКИ
В методике РКИ обучение аудированию предполагает ряд этапов:
- Пропедевтический, цель которого состоит в диагностике способностей к восприятию звучащей информации и подготовке к слушанию. На данном этапе учащимся предъявляются цепочки слов, различающиеся одним звуком, и предлагается выявить их фонетические различия; предлагается прослушать текст с частично знакомыми словами и высказать предположение о его содержании или соотнести прослушанный текст с соответствующей ему речевой ситуацией (например, короткие диалоги на темы «В магазине», «В общественном транспорте», «На приёме у врача»).
- Обучение аудированию с использованием разных типов упражнений.
- Дальнейшая работа по автоматизации навыка слушания и устранению недочётов и ошибок восприятия.
К основным методическим приёмам обучения аудированию относят:
- Прослушивание текстов и диалогов в записи, беседа по их содержанию, установление истинности или ложности утверждений, относящихся к содержанию текстов, составление плана текста или его пересказ.
- Соотнесение прослушанного текста с визуальным рядом (определить правильную последовательность картинок по прослушанному тексту, подобрать речевую ситуацию к определенному изображению).
- Восприятие лекции педагога, диалоги с педагогом (и друг с другом) на заданную и свободную тему, совместные обсуждения каких-либо тем (проблем).
- Прослушивание чтения и записей сказок, стихов, песен, просмотр видеороликов и телепередач с последующим обсуждением, анализом используемой лексики, работой над новыми словами и выражениями, составлением диалогов на тему.
- Беседы, коллоквиумы, выступления с проектами на которых учащиеся слушают друг друга и педагога и оценивают свой уровень понимания звучащей речи.
- Рецензирование устных выступлений.
Данные виды упражнений призваны помочь инофону облегчить процесс восприятия звучащей речи, сформировать основы работы по анализу и пониманию текста на слух, обогатить лексический состав его речи и расширить грамматическую базу.
Трудности в обучении аудированию и их преодоление
Затруднения в обучении слушании могут быть обусловлены разными факторами:
- Быстрый темп речевого сообщения, наличие посторонних шумов.
- Сложность языкового материала, обилие новых слов либо идиоматических выражений, затрудняющих понимание высказывания.
- Большой объём предъявляемых для восприятия текстов.
- Отсутствие подготовительной работы перед началом аудирования либо предъявление печатного текста вместе с прослушиваемым (инофон вынужден заниматься сразу двумя видами речевой деятельности – чтением и слушанием, что затрудняет процесс восприятия информации).
Преодолению данных способствует соблюдение следующих правил:
- Систематическая и последовательная работа над обучением аудированию на каждом занятии.
- Тщательный отбор текстов с учётом их доступности, объёма и лексического наполнения.
- Использование опорного материала (картинки, схемы, план текста, вопросы по содержанию).
- Постановка конкретных целей и задач перед началом прослушивания текста.
- Отработка новой лексики, её семантизация, объяснение слов с национально-культурной спецификой.
- Работа по исправлению недочётов и ошибок в понимании звучащей речи.
- Использование разных приёмов обучения аудированию, повышение доли самостоятельной работы инофонов над звучащим текстом.
Обучение аудированию в методике РКИ необходимо проводить постоянно и сочетать с другими видами речевой деятельности (говорение, чтение и письмо), что поможет сделать процесс изучения языка эффективным.