Становление и функционирование языковых стилей
В научной литературе представлено несколько определений понятия «стиль». При соотнесении этих дефиниций выделяются общие черты, присущие стилю.
Стиль – это крупные речевые разновидности литературной формы языка, который действуют в определённой сфере общественной практики и включают характерные для данной речевой ситуации законы построения текстов и форму реализации в них языковых средств.
На формирование и развитие стилей одновременно действует ряд внеязыковых условий:
- Сфера общественной жизни, для нужд которой используется стиль (наука, право, политика, искусство или бытовое взаимодействие).
- Форма реализации речи, то есть устный или письменный вариант общения.
- Разновидность субъектной организации речевого высказывания (монологическая или диалогическая).
- Пути коммуникации (общественная или личная).
- Жанровая специфика, определяемая содержанием коммуникации.
- Коммуникативная задача адресанта, которая соответствует функции языка, ведущей для данного стиля.
Научный стиль
Научный стиль – это функционально-стилевой вариант существования языка, обслуживающий научную сферу социального взаимодействия.
Целью научной деятельности является открытие законов природы и общественного бытия, передача научных знаний новым поколениям, их распространение в социуме.
Соответственно главная цель научного стиля – сообщение точных, научно обоснованных и достоверных знаний об объективной действительности.
Для фиксации и передачи сведений научный стиль использует письменную речь и монологическую форму взаимодействия с адресатом. Данный стиль обслуживает в основном общественную коммуникацию.
Лексико-грамматические особенности научного стиля:
- Наличие специальных групп слов – терминов, базовых для данной науки понятий и дефиниций, например: неорганические вещества, молекулярные соединения (химия), теплоотдача, КПД (физика), клетка, фотосинтез (биология), морфема, флексия (языкознание).
- Использование лексем в прямом значении, избегание двусмысленности, тяготение к точности, а также однозначности содержания. Научный стиль не допускает образности, метафоричности плана выражения, многозначности интерпретаций содержания.
- Преобладание слов с обобщённым значением связано с функцией научного стиля передавать информацию о классах предметах и явлений и их наиболее общих свойствах. Например: в предложении «Смешанный лес растёт на территории Центральной России» из учебника географии слово «лес» употребляется в общем значении, а не в конкретном.
- Высокий процент абстрактной лексики, существительных среднего рода, с суффиксами –ость, а также -ение / - ание (вычитание, разность – в математике; растворимость, разложение, соединение – в химии).
- Избегание личного местоимения «я», замена его на так называемое лекторское «мы» и введение определённо-личных предложений с глаголами во мн. ч.: Мы установили; рассмотрим это явление.
- Уменьшение роли глагольной лексики со значением конкретного действия, преобладание их в функции связок в составе глагольного и именного сказуемого. Например: фонема отличается свойствам; электропроводность выступает как; география является наукой.
- В синтаксисе – сложноподчинённые предложения с придаточным причины, условия, следствия и (или) бессоюзные сложные предложения: Пластичность – важное качество металла, поскольку позволяет проводить его обработку без разрушения (из учебника химии). Если прямые не пересекаются, то их называют параллельными (из учебника геометрии).
- Характерно использование причастных и деепричастных оборотов: Проведя биссектрису, разделим угол. Неметаллы, представляющие собой класс веществ, занимают в классификации особое место.
- Преобладание страдательных конструкций: Аффиксы используются для построения новых слов. Таблица Менделеева применяется для определения свойств элементов.
- Употребление вводных слов и конструкций для передачи последовательности мыслей, логики изложения: Треугольник является равносторонним. Следовательно, его углы равны. Художественный стиль отличается, во-первых, образностью, во-вторых, эмоциональностью.
- Частые повторы слов как средство связи между предложениями (связь цепная): Жаргоны – языки общественных, возрастных или профессиональных групп. Кроме этого существует воровской жаргон, молодёжный и другие. Так, в молодёжном сленге можно встретить следующие жаргонизмы… (повтор слова «жаргон»).
- Цитирование, использование примеров, иллюстраций, ссылок на цифровые данные как способ доказательства в научном рассуждении: Согласно данным среднегодовых показателей, температура здесь не опускается ниже нулевой отметки.
Жанры научного стиля и его подстили
Выделяют следующие подстили научного стиля:
- Научный. Его адресат – ученый, цель которого – проверка гипотез, их подтверждение или опровержение, описание открытий, исследований для их дальнейшей презентации представителям научного сообщества.
- Научно-учебный стиль адресован учащемуся, постигающему основы науки, его главная задача – обучение, передача опыта.
- Научно-популярный предназначен для широкого круга адресатов, интересующихся наукой и её открытиями. Его цель – популяризация науки и привлечение общественного внимания к тем или иным научным фактам.
Жанры научного стиля:
- Тезисы, научные статьи, доклады, протоколы экспериментов, монографии, рецензии, выступление на конференциях, симпозиумах, (собственно научный подстиль).
- Учебники, методические рекомендации, сборники задач, хрестоматии, конспекты, лекции характерны для учебного подстиля.
- Статьи в научно-популярных журналах, энциклопедиях, справочниках, издания в занимательной форме, научно-популярные телепередачи, информационные каналы, видеоролики в интернете – для научно-популярного.
Научный стиль относится к книжным стилям языка и предъявляет строгие требования к отбору и использованию языковых средств.