Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Стилистический анализ научного текста

Научный стиль: общая характеристика

Определение 1

Научный стиль – это функционально-стилевая разновидность общенациональная языка, бытующая в научной сфере социальной практики.

Целью научного стиля является донесение до адресата достоверных и точных фактов, имеющих научно обоснование и подтверждение. Необходимость структурирования и сохранения большого объёма информации определяет письменную монологическую (реже — диалогическую) форму коммуникации в научном стиле.

Лексико-грамматические черты научного стиля включают:

  1. Использование терминов, то есть основных для данной науки понятий. Например: аминокислоты, карбоновые соединения (химия), теплопроводность, относительная скорость (физика), рибосома, цитоплазма (биология), фонема, аффикс (языкознание).
  2. Использование слов и понятий в прямом значении, стремление к ясности и недвусмысленности содержания.
  3. Преобладание абстрактной лексики и слов с обобщённой семантикой для передачи сведений о классах предметов, явлений (делимость, растворимость, реакция, словообразование).
  4. Стремление к безличной форме изложения материала либо использование лекторского «мы» («Мы установили...мы доказали...»).
  5. Использование сложноподчинённых предложений с придаточными причины, условия, цели, следствия («Чтобы доказать это, рассмотрим строение клетки»; «Если стороны прямоугольника равны, то такой прямоугольник называется квадратом»).
  6. Широкое применение страдательных конструкций (Строение живых организмов изучается морфологией. Данные химические элементы получены учёными в результате сложных реакций).
  7. Использование вводных конструкций, указывающих на связь мыслей, последовательность изложения материала: Данное утверждение не противоречит гипотезе, следовательно, подтверждает её.

Научный стиль представлен тремя подстилями: научным, научно-учебным и научно-популярным.

Жанры научного стиля многообразны и включают:

  1. Тезисы, научные доклады, статьи, монографии, устные доклады на научно-практических конференциях.
  2. Учебники, методические пособия, хрестоматии, сборники задач, тексты лекций, конспекты.
  3. Статьи в научно-популярной периодике, книги нон-фикш на научную тематику, научно-популярные телепередачи и фильмы.

Стилистический анализ научного текста

Определение 2

Стилистический анализ научного текста представляет собой выявление специфических стилевых черт и языковых особенностей, присущих данному речевому произведению, а также определение его подстиля и жанра.

Алгоритм данного анализа следующий:

  1. Определение коммуникативной цели текста и соотнесение её с целью научного стиля.
  2. Характеристика сферы бытования текста, указание его подстиля и жанровых особенностей.
  3. Предметно-тематическая характеристика текста (чему посвящено его содержание, какие проблемы затрагивает автор, какие мысли доносит до читателя).
  4. Выявление стилевых черт:

    • точности, достигаемой за счёт введения терминологической и абстрактной лексики, общенаучных слов и выражений;
    • логичности, обусловленной научным синтаксисом (использование придаточных конструкций со значением причины, следствия, условия, вводных слов с целью указания на порядок изложения);
    • обобщённого характера содержания, передаваемого словами обобщённого значения, безличными и страдательными конструкциями, глаголами с ослабленным лексическим значением в роли связок;
    • строгости, безэмоциональности изложения (отсутствие оценочной лексики и средств речевой экспрессии, преобладание нейтральной лексики);
    • книжного характера речи (использование отвлеченных существительных с суффиксами -ени-/-ани-, полупредикативных оборотов).
«Стилистический анализ научного текста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Рассмотрим предложенную схему анализа на примере отрывка из текста научного стиля.

«Профилактика орфографических ошибок является важным элементом в работе по формированию орфографической грамотности. Предупреждению ошибок в диктантах, изложениях, сочинениях и других видах творческих работ должно уделяться время на каждом уроке. Система работы по профилактике орфографических ошибок включает, во-первых, развитие и тренировку орфографической зоркости, во-вторых, упражнения, направленные на выявление и объяснение орфограмм (комментированное письмо, обучающий диктант), в-третьих, фонетический и морфемный языковые разборы, помогающие выявить и проанализировать структуру слова, и, наконец, самостоятельную работу учащихся по ведению орфографических словариков, куда выписываются словарные слова, а также те, в которых были допущены ошибки».

Стилистический анализ представленного фрагмента заключается в следующем.

  1. Цель текста — сообщить учителю-словеснику приёмы работы по профилактике орфографических ошибок.
  2. Фрагмент взят из методического пособия по преподаванию русского языка в школе. Подстиль — научно-учебный. Жанр — методические рекомендации.
  3. Содержание текста посвящено анализу работы по предупреждению орфографических ошибок. Основная проблема, которую выделяет автор, — зависимость между профилактикой ошибок и формированием орфографической грамотности. Главная идея: только систематическая работа по предупреждению ошибок формирует грамотность.
  4. Стилевые черты:

    • точность достигается за счёт использования общенаучной лексики (элемент, система, проанализировать), терминов (орфографическая ошибка, орфографическая грамотность, орфограмма, диктант);
    • логичность достигается за счёт использования вводных слов со значением последовательности изложения (во-первых, во-вторых...), а также цепной связи предложений в тексте;
    • обобщённый характер передаваемой информации связан с использованием страдательных конструкций (профилактика является элементом, время должно уделяться);
    • строгость изложения достигается за счёт использования нейтральной лексики, отсутствия средств выразительности;
    • книжный характер речи обусловлен использование слов с суффиксами -ени-/-ани-(формирование, изложение, сочинение, развитие, выявление, объяснение), обособленных определений ( упражнения, направленные на выявление и объяснение орфограмм).

Проведенный анализ показывает, что представленный текст относится к научному стилю речи, поскольку в нём отмечаются характерные стилевые черты и языковые особенности, присущие данному стилю.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot