Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обучение стилистическому анализу текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Место стилистических заданий в структуре экзаменационной работы

В структуре КИМ ЕГЭ предусмотрено задание, цель которого состоит в проверке компетенций выпускников в области функциональной стилистики русского литературного языка. Задание ориентирует учеников не только на знание теории в области функциональных стилей, но и на практическое применение навыков стилистического анализа высказывания.

В проекте экзаменационной работы 2023 навыки стилистического анализа необходимы для выполнения задания 3. В нем выпускнику предлагается установить соответствие между стилистической характеристикой и текстом, объединяющим задания блока 1-3. Характеристики даны в виде утверждений, касающихся стилевых черт, присущих тексту:

  1. Коммуникативная цель отрывка (информирование, побуждение, разъяснение, эстетическое воздействие, непринужденный обмен мыслями, мнениями).
  2. Целевая аудитория, характер адресации (кому предназначении текст).
  3. Морфологические средства, характерные для текста.
  4. Особенности используемо лексики, лексико-стилистических, оценочных и образных средств.
  5. Специфика синтаксиса и используемых синтаксических конструкций, их стилевая закрепленность.

Таким образом, экзаменационное задание включает вопросы, связанные с основными аспектами стилистического анализа, поэтому требует теоретико-практической подготовки выпускника в этом направлении.

Требования к знаниям и навыкам выпускника в области стилистики

Перечисленные особенности, содержащиеся в характеристиках текста, составляют его стилевые черты. В связи с этим для успешного выполнения данного типа заданий выпускнику необходимо актуализировать знания о стилях языка и их особенностях.

Круг понятий, которые должен знать выпускник, касаются следующих теоретических сведений:

  1. Понятие стиля языка, его функции в общении.
  2. Представление о стилевых чертах и языковых особенностях текстов разных сфер коммуникации.
  3. Понятие о стилевой дифференциации языковых средств, знание базовых стилистически маркированных языковых единиц.

Помимо теоретической подготовки от выпускника требуется и навыки стилистического анализа, которые включают:

  1. Анализ тематики и проблематики текста, сферы его использования.
  2. Определение коммуникативной цели текста, его адресации.
  3. Выявление жанровой принадлежности текста.
  4. Поиск морфологических единиц, маркирующих принадлежность к определенному стилю языка.
  5. Лексико-стилистический анализ текста.
  6. Выявление оценочных и образных средств, определение их функции.
  7. Анализ синтаксических особенностей текста и их отношения к его стилевой принадлежности.
«Обучение стилистическому анализу текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Система теоретических и практических навыков выпускника базируется на сведениях, полученных в ходе систематического изучения стилистики на протяжении всего языкового курса. Поскольку эти сведения приобретаются разрозненно, в процессе длительного изучения стилей языка, они нуждаются в обобщении и систематизации. В противном случае выпускник сталкивается с типичными ошибками, связанными со стилистическим анализом:

  1. Смешение сходных стилевых черт, присущих разным стилям. Например, иногда на основании образности или оценочности речи ученики ошибочно относят высказывания публицистического стиля к художественному стилю. С другой стороны, учебно-научный подстиль может быть спутан с официально-деловым (особенно, если тематика текста относится к юриспруденции).
  2. Трудности в выявлении типичных стилевых черт, присущих высказыванию.
  3. Слабая ориентация в системе языковых средств, выполняющих стилевую функцию, и их использовании в тексте. Например, ученик знает, что публицистический стиль обладает функцией воздействия на читателя, но не может выделить языковые средства воздействия: тропы и фигуры, оценочную лексику, и проч.

Обучение стилистическому анализу текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

В ходе тренировочных занятий учитель должен использовать те приемы и методы работы, которые помогают ученику овладеть навыками стилистического анализа:

  1. Задания на сопоставление текстов одной тематики, но разного стиля для уяснения их стилевых различий и особенностей.
  2. Самостоятельный поиск и анализ текстов разных стилей.
  3. Характеристика сферы общения, для которой предназначен текст, с точки зрения ее официальности, характера адресатов, цели и задач общения.
  4. Определение стилевых черт текста.
  5. Поиск языковых средств, характерных для разных стилей, выявление особенностей языковых средств, присущих книжным стилям.
  6. Упражнения на подбор стилистических синонимов.
  7. Задания, связанные со стилистической правкой текстов, содержащих иностилевые языковые средства.
  8. Упражнения, направленные на создание собственного текста определенного стиля. Например, написание текста о занятиях спортом в официально-деловом стиле (в виде инструкции), а также в публицистическом и художественном стиле.
  9. Изложения со стилистическими заданиями. К примеру, дается текст, написанный в научном стиле, необходимо изложить его, сохраняя особенности стиля и дополнить собственной информацией, соблюдая стилевое единство высказывания.

Таким образом, для успешного выполнения заданий экзаменационной работы, связанных с демонстрацией навыков работы с текстом и его стилем, необходимо вводить комплексный либо частичный стилистический анализ текстов в работу на уроке.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot