Место стилистических заданий в структуре экзаменационной работы
В структуре КИМ ЕГЭ предусмотрено задание, цель которого состоит в проверке компетенций выпускников в области функциональной стилистики русского литературного языка. Задание ориентирует учеников не только на знание теории в области функциональных стилей, но и на практическое применение навыков стилистического анализа высказывания.
В проекте экзаменационной работы 2023 навыки стилистического анализа необходимы для выполнения задания 3. В нем выпускнику предлагается установить соответствие между стилистической характеристикой и текстом, объединяющим задания блока 1-3. Характеристики даны в виде утверждений, касающихся стилевых черт, присущих тексту:
- Коммуникативная цель отрывка (информирование, побуждение, разъяснение, эстетическое воздействие, непринужденный обмен мыслями, мнениями).
- Целевая аудитория, характер адресации (кому предназначении текст).
- Морфологические средства, характерные для текста.
- Особенности используемо лексики, лексико-стилистических, оценочных и образных средств.
- Специфика синтаксиса и используемых синтаксических конструкций, их стилевая закрепленность.
Таким образом, экзаменационное задание включает вопросы, связанные с основными аспектами стилистического анализа, поэтому требует теоретико-практической подготовки выпускника в этом направлении.
Требования к знаниям и навыкам выпускника в области стилистики
Перечисленные особенности, содержащиеся в характеристиках текста, составляют его стилевые черты. В связи с этим для успешного выполнения данного типа заданий выпускнику необходимо актуализировать знания о стилях языка и их особенностях.
Круг понятий, которые должен знать выпускник, касаются следующих теоретических сведений:
- Понятие стиля языка, его функции в общении.
- Представление о стилевых чертах и языковых особенностях текстов разных сфер коммуникации.
- Понятие о стилевой дифференциации языковых средств, знание базовых стилистически маркированных языковых единиц.
Помимо теоретической подготовки от выпускника требуется и навыки стилистического анализа, которые включают:
- Анализ тематики и проблематики текста, сферы его использования.
- Определение коммуникативной цели текста, его адресации.
- Выявление жанровой принадлежности текста.
- Поиск морфологических единиц, маркирующих принадлежность к определенному стилю языка.
- Лексико-стилистический анализ текста.
- Выявление оценочных и образных средств, определение их функции.
- Анализ синтаксических особенностей текста и их отношения к его стилевой принадлежности.
Система теоретических и практических навыков выпускника базируется на сведениях, полученных в ходе систематического изучения стилистики на протяжении всего языкового курса. Поскольку эти сведения приобретаются разрозненно, в процессе длительного изучения стилей языка, они нуждаются в обобщении и систематизации. В противном случае выпускник сталкивается с типичными ошибками, связанными со стилистическим анализом:
- Смешение сходных стилевых черт, присущих разным стилям. Например, иногда на основании образности или оценочности речи ученики ошибочно относят высказывания публицистического стиля к художественному стилю. С другой стороны, учебно-научный подстиль может быть спутан с официально-деловым (особенно, если тематика текста относится к юриспруденции).
- Трудности в выявлении типичных стилевых черт, присущих высказыванию.
- Слабая ориентация в системе языковых средств, выполняющих стилевую функцию, и их использовании в тексте. Например, ученик знает, что публицистический стиль обладает функцией воздействия на читателя, но не может выделить языковые средства воздействия: тропы и фигуры, оценочную лексику, и проч.
Обучение стилистическому анализу текста при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
В ходе тренировочных занятий учитель должен использовать те приемы и методы работы, которые помогают ученику овладеть навыками стилистического анализа:
- Задания на сопоставление текстов одной тематики, но разного стиля для уяснения их стилевых различий и особенностей.
- Самостоятельный поиск и анализ текстов разных стилей.
- Характеристика сферы общения, для которой предназначен текст, с точки зрения ее официальности, характера адресатов, цели и задач общения.
- Определение стилевых черт текста.
- Поиск языковых средств, характерных для разных стилей, выявление особенностей языковых средств, присущих книжным стилям.
- Упражнения на подбор стилистических синонимов.
- Задания, связанные со стилистической правкой текстов, содержащих иностилевые языковые средства.
- Упражнения, направленные на создание собственного текста определенного стиля. Например, написание текста о занятиях спортом в официально-деловом стиле (в виде инструкции), а также в публицистическом и художественном стиле.
- Изложения со стилистическими заданиями. К примеру, дается текст, написанный в научном стиле, необходимо изложить его, сохраняя особенности стиля и дополнить собственной информацией, соблюдая стилевое единство высказывания.
Таким образом, для успешного выполнения заданий экзаменационной работы, связанных с демонстрацией навыков работы с текстом и его стилем, необходимо вводить комплексный либо частичный стилистический анализ текстов в работу на уроке.