Педагогический дискурс как объект изучения и инструмент обучения
Педагогический дискурс в современной лингвистике изучается как явление, объединяющее текст и контекст ситуации педагогического общения. Интерес к этой теме обусловлен изучением особенностей педагогической коммуникации как коммуникативного феномена, развивающегося и функционирующего по своим закономерностям.
Педагогический дискурс включает совокупность речевых ситуаций и условий их реализации, связанных с организацией, осуществлением и анализом процессов обучения.
Будучи надтекстовым образованием педагогический дискурс, хотя и обладает текстовым наполнением, не может быть описан только с точки зрения текстовой составляющей. Помимо содержания педагогической коммуникации, которое выражается через продуцируемые речевые сообщения, дискурс педагогического общения включает в себя:
- Коммуникативные стратегии и тактики, используемые его участниками.
- Специфические приемы организации и подачи учебного материала.
- Речевой портрет преподавателя и учебной аудитории.
- Невербальные коммуникативные средства, необходимые для успешной коммуникации.
Педагогический дискурс обладает многоаспектностью, обусловленной его соотношением с научным дискурсом и учебной коммуникацией. С одной стороны, педагогический дискурс опирается на последние научные достижения, отличается объективностью, логичностью, доказательностью. С другой стороны, педагогический дискурс нацелен не на трансляцию научных знаний, а на их объяснение для полноценного и эффективного усвоения и последующего применения на практике. Поэтому для коммуникативных установок педагогического общения так важен перлокутивный эффект, заключающийся в воздействии речевого сообщения на адресата – обучающегося.
Вопросы эффективности педагогической коммуникации активно обсуждаются в профессиональном сообществе. Выделяются различные факторы, способствующие достижению максимально эффективного взаимодействия между педагогом и обучающимися, при этом одним из ведущих факторов признается качество педагогического высказывания как речевого произведения, имеющего объясняющее значение. Очевидно, что педагогическое высказывание не будет равнозначно научному содержанию преподаваемой дисциплины. Наоборот, педагог всегда стремиться к тому, чтобы, сохраняя научность изложения, адаптировать его форму под потребности аудитории обучающихся. Для полноценного понимания необходима языковая наглядность, достигаемая за счет использования в педагогическом дискурсе метафор.
Метафоры в педагогическом дискурсе и их роль в процессе обучения
Метафоры в педагогическом дискурсе представляют собой не средства художественной образности, а инструменты наглядного представления научного содержания.
Поскольку в основе когнитивного механизма образования метафоры лежит аналогия, то метафора помогает установить связи между уже известным, понятным и доступным учащимся и неизвестным, но предназначенным для усвоения. Ассоциативность метафоры формирует необходимый ментальный «фон», способствующий усвоению понятий и пониманию сущности изучаемых явлений.
Метафора в педагогическом дискурсе выполняет следующие функции:
- Актуализация имеющихся знаний или представлений за счет связи с прошлым опытом ребенка.
- Развитие способностей к пониманию учебного материала и его осмыслению.
- Развитие образного, ассоциативного мышления.
- Обеспечение связи донаучных (наглядно-образных и чувственных представлений) с научными сведениями, являющимися результатом обобщения и категоризации эмпирического опыта.
- Обеспечение необходимого эмоционального контекста за счет формирования положительного отношения к изучаемому явлению.
- Стимулирование творческого воображения учащихся.
Например, при определении понятия «линейчатый спектр» в физике педагог используется понятную и доступную ученикам метафору, уподобляя изучаемый феномен частоколу цветных полос из линий разной яркости. Такая метафора позволяет наглядно представить изучаемое физическое явление и значительно упрощает разговор о волнах цвета, длина которых воспринимается нашим глазом как определенное цветовое обозначение.
Аналогичные по строению метафоры можно наблюдать и в других науках. Например, широко известное шуточное определение биссектрисы в геометрии («Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам») или формулировка теоремы Пифагора («Пифагоровы штаны во все стороны равны») также базируются на принципе метафоричности.
Используются метафоры и в преподавании гуманитарных дисциплин. В преподавании русского и иностранного языков метафоры нужны для объяснения сложных лингвистических явлений, грамматических абстракций. Метафоры используются даже при обучении грамоте. Например, при изучении букв алфавита используются метафорические картинки-ассоциации, помогающие детям запомнить особенности начертания букв. В методических рекомендациях по профилактике смешения рукописных строчных букв «д» и «б» предлагается сформировать у детей зрительный метафорический образ: буква «б» – это «белка», с поднятым кверху хвостиком (верхним элементом), а буква «д» – это «дятел» с опущенным вниз хвостом (нижним элементом).
Таким образом, роль метафоры в педагогическом дискурсе определяется ее способностью повышать доступность излагаемого материала для учащихся, а также формировать необходимый эмоциональный контекст обучения.