Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Фонема и варианты фонем

К вопросу о фонеме как единице языка

Одним из дискуссионных вопросов в фонетике – разделе, который изучает звуковой состав речи, - является вопрос о статусе фонемы и ее основных признаках.

Определение 1

Согласно общему представлению, сложившемуся в лингвистике, фонема представляет собой языковой конструкт, результат научной абстракции, основанный на обобщенном образе звука, реализующегося в разных фонетических позициях.

Рассмотрим это на примере. Например, в словах «вода», «водный», «водяной» в корне мы встречаем три разных по качеству звука: [а], [о] и [ъ]. Каждый из звуков представляет собой фонетический вариант одной и той же фонемы [о], которая реализуется в фонетически сильной позиции в слове «водный» (или в словах «воды», подводный»). Аналогичную ситуацию наблюдаем для согласных: ду[п] – ду[п]ки, но ду[б]ы, ду[б]овый.

В понимании фонемы как абстрактной единицы языка нет единого мнения. В частности, по-разному она трактуется представителями разных языковых школ:

  1. В традиции московской фонологической школы понятие фонемы имеет психологическую составляющую: это обобщенный психический инвариант звука, который невозможно реализовать в речи на произносительном уровне, в речевом потоке можно наблюдать только оттенки фонем, представленные в разных фонетических позициях.
  2. В ленинградской школе фонема также понимается как абстрактная единица, основная роль которой в речи заключается в ее способности к смыслоразличению. Фонема выделяется экспериментальным путем в речевом потоке путем деления его на минимальные дискретные единицы, каждый из которых выполняет определенную смысловую функцию, дифференцируя части слов и сами слова.

Фонема и варианты фонем

Согласно представлениям лингвистов, фонема существует в языке в обобщенном виде. Однако она способна реализовываться в речевой практике в своих вариантах.

Определение 2

Варианты фонемы – это ее разновидности, которые обусловлены теми модификациями, которым она подвергается в процессе речи.

«Фонема и варианты фонем» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В зависимости от позиции, которую занимает фонема в слове относительно ударения или других фонем, можно говорить о наличии фонетически слабых и фонетических сильных позиций. Согласно учению московской фонетической школы, в слабых позициях фонема подвергается дефонологизации, то есть теряет основные смыслоразличительные признаки. Это касается, например, безударных гласных или оглушения звонких согласных на конце слов. Наоборот, в фонологически сильной позиции фонема способна реализовывать все свои признаки.

С учением о сильной и слабой позиции связано представление об аллофонах – модификациях фонемы, обусловленных ее фонетическими изменениями. В приведенном примере со словами «вода», «водный», «водяной» наблюдается реализация фонемы [о] в двух аллофонах: [а] и [ъ].

Совокупность всех аллофонов, принадлежащих данной фонеме, определяет ее фонетическую дистрибуцию.

Не все аллофоны равнозначны по своему статусу. Среди них выделяют те, которые позволяют фонеме максимально проявить свои смыслоразличительные функции. Они получили название основных и встречаются, как правило, в следующих случаях:

  1. В сильной позиции: под ударением – для гласных, перед гласными или сонорными – для согласных.
  2. В позиции перед гласными переднего ряда – для мягких согласных, в позиции перед [а] – для твердых.

Среди других разновидностей аллофонов выделяют:

  1. Те, что обусловлены звуковым окружением (или комбинаторные). Например, огубленные согласные перед гласными [о], [у] (стул, мокрый), случаи назализации (трамвай, концерт), сдвиг гласных по ряду в результате смягчения [‘а], [‘у] и [‘о] (мяч, люк, лед).
  2. Аллофоны, существование которых связано с позиционными чередованиями. Они выделяются на основании места по отношению к ударению, началу или абсолютному концу слова.

Исторические фонетические чередования в морфемах

Еще одним важным аспектом в фонетике является наличие так называемых вариантов морфем, обусловленных историческими изменениями в русском языке. Например, в словах «водить», «вождение», «вожу» мы наблюдаем три варианта корневой морфемы: вод- / вожд -/ вож-. Все они представляют собой разновидности одного и того же корня, однако их фонетический облик обусловлен древними процессами, происходившими в звуковом строе языка и послужившими причиной появления чередования звукосочетаний д//жд//ж.

На современном этапе русского языка объяснению этих чередований нет, поэтому они и получили название исторических, а не позиционных. Основные исторические чередования мы может наблюдать в следующих примерах:

  1. Светить – свеча – освещение.
  2. Родить – рожу – рождение.
  3. Ухо – ушной, муха – мушиный, страх - страшный.
  4. Лес – леший, косить – скашивать, возить – вожу.
  5. Друг – дружить – друзья.
  6. Доска – дощатый, воск – вощаной.
  7. Блеск – блестящий - блеснуть.
  8. Любимый – люблю, земной – земля, купить – купленный, рубить – рубленый.

Исторические чередования в современном языке являются фактом морфемики, а не фонетики.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot