Соотношение лингводидактики и обучения русскому языку как иностранному
Лингводидактика изучает теоретические и практические принципы преподавания и изучения иностранных языков.
Методика преподавания русского языка как иностранного (иначе — РКИ) — это частная дидактическая теория и система практических приёмов обучения иностранцев русскому языку.
Отношения между лингводидактикой и методикой преподавания РКИ — это отношения целого и части: лингводидактика занимается наиболее общими вопросами теории обучения языкам, а методика обучения РКИ носит частный характер применительно к изучению конкретного языка.
Методика преподавания РКИ как отрасль лингводидактики
Предметом методики обучения РКИ является русский язык как объект изучения иностранцами (инофонами).
В качестве учебной дисциплины русский язык для иностранцев имеет свою специфику:
- способствует развитию языковой личности инофона;
- носит практико-ориентированный характер;
- опирается на систему родного языка;
- нацелен на развитие коммуникативной и культурологической компетенции учащегося.
Объектом изучения является обучающийся русскому языку инофон (школьник, студент, взрослый).
Методика РКИ также описывает принципы, цели и задачи, методы, приёмы, средства и формы обучения.
Цель обучения РКИ состоит не в изучении системы русского языка и законов её функционирования, а в становлении практических навыков (компетенций), позволяющих:
- общаться на данном языке (коммуникативная компетенция);
- понимать чужие и строить свои высказывания, осуществлять отбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения (речевая компетенция);
- осознавать через призму языка особенности менталитета и культуры русского народа (лингвокультурологическая компетенция).
Исходя из данной цели вытекают и прикладные задачи методики, которые можно свести к обучению разным видам речевой деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению.
Принципы теории обучения РКИ
Принципы методики преподавания РКИ базируются на общедактических и частнометодических принципах обучения.
Общедактические принципы преподавания основаны на наиболее устойчивых, повторяющихся закономерностях, свойственных любому процессу обучения.
К ним относятся:
- Деятельностный принцип: обучение строится в процессе специально организованной совместной деятельности учащихся и преподавателя и носит практический характер.
- Принцип активности предполагает как работу по формированию мотивации у учащихся, так и самостоятельность, настойчивость в овладении предметом.
- Развивающий принцип обучения предполагает постановку таких учебных целей, которые способствуют развитию личности учащихся.
- Принцип наглядности связан с использованием визуальных средств подачи материала и реальных примеров из речевой практики, иллюстрирующих содержание языковых явлений.
- Принцип систематичности и последовательности касается отбора содержания языкового материала (от единиц низших уровней к более сложным) и логики его подачи, когда каждая новая тема или речевой факт базируется на уже изученном.
- Принцип доступности и индивидуализации процесса обучения предполагает учёт индивидуально-психологических, возрастных особенностей и лингвистических способностей учащихся.
Частнометодические принципы:
- Коммуникативный — ориентирует на построение учебного процесса как системы практических упражнений по отработке языковых навыков в разных речевых ситуациях.
- Комплексный принцип означает, что учащийся обучается не отдельным речевым навыкам (произношение, правописание, словоупотребление), а комбинирует их в процессе общения в зависимости от его задач.
- Принцип опоры на родной язык предполагает установление актуальных связей между новыми и уже имеющимися языковыми сведениями для облегчения их усвоения.
- Принцип изучения лексико-грамматических тем на основе текста связан с созданием необходимого речевого контекста, в который вовлекаются изучаемые языковые явления.
Методы и приёмы обучения в лингводидактике
Метод обучения в лингводидактике понимается как система практических и теоретических путей, позволяющих достичь целей и задач обучения.
Приём представляет собой элемент метода обучения, дополняющий его и реализующий более узкую учебную задачу.
Например, метод упражнения может использоваться в сочетании с приёмами смыслового чтения, чтения вслух, заполнения таблицы, работы со словарём, составления диалогов и тому подобное.
Методы преподавания РКИ можно классифицировать на общедидактические и частнометодические.
Общедидактические методы — это методы формирования теоретических сведений (рассказ, лекция, демонстрация), практических действий и навыков (упражнение, игра) и методы поощрения и порицания (похвала, замечание).
Частнометодические приёмы обучения РКИ выделяют в зависимости от изучаемого раздела языка:
- Методы обучения произношению (слушание образцов, повторение, чтение, поиск орфоэпических ошибок и их исправление, диалог, устный рассказ, фонетический анализ).
- Методы обучения грамматике (упражнения, составление диалогов, деловые игры, языковые разборы).
- Методы обучения лексике предполагают семантизацию слова (наполнение его конкретным содержанием с помощью словарного толкования, подбор синонимов, анализа контекста), а затем его введение в активной словарь с помощью разных упражнений.
- Методы обучения слушанию, говорению, чтению и письму базируются на разных типах упражнений не только репродуктивного или перцептивного характера, но и частично-поискового и творческого, побуждающих учащегося анализировать изучаемые явления, устанавливать их взаимосвязи и активно использовать в речи.
Лингводидактические средства и формы обучения
Средства обучения — это учебно-дидактические материалы (учебники, пособия), справочная литература (словари, грамматики, справочники), средства наглядности (таблицы, схемы, презентации), технические средства (аудио-и видеозаписи, компьютерная техника).
Под формами обучения понимают общие приёмы его организации.
Основной формой обучения является урок, активно используются академические формы (лекция, семинар, практикум, коллоквиум, конференция) и игровые (деловая игра, тренинг).
Место методики преподавания РКИ среди других наук
Методика обучения РКИ тесно связана с психолого-педагогическими дисциплинами: теорией обучения (дидактикой), лингводидактикой, общей психологией, психологией обучения, возрастной психологией. Эти предметные области обогащают методику представлениями о принципах, методах и приёмах преподавания с учётом последних достижений педагогической теории и практики.
Филологические дисциплины (теория языка, теоретическая грамматика, культура речи, риторика) определяют содержание преподавания на уровне современного состояния русского языка как объекта лингвистического изучения.