Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингводидактика и обучение русскому языку как иностранному

Соотношение лингводидактики и обучения русскому языку как иностранному

Определение 1

Лингводидактика изучает теоретические и практические принципы преподавания и изучения иностранных языков.

Определение 2

Методика преподавания русского языка как иностранного (иначе — РКИ) — это частная дидактическая теория и система практических приёмов обучения иностранцев русскому языку.

Отношения между лингводидактикой и методикой преподавания РКИ — это отношения целого и части: лингводидактика занимается наиболее общими вопросами теории обучения языкам, а методика обучения РКИ носит частный характер применительно к изучению конкретного языка.

Методика преподавания РКИ как отрасль лингводидактики

Предметом методики обучения РКИ является русский язык как объект изучения иностранцами (инофонами).

В качестве учебной дисциплины русский язык для иностранцев имеет свою специфику:

  • способствует развитию языковой личности инофона;
  • носит практико-ориентированный характер;
  • опирается на систему родного языка;
  • нацелен на развитие коммуникативной и культурологической компетенции учащегося.

Объектом изучения является обучающийся русскому языку инофон (школьник, студент, взрослый).

Методика РКИ также описывает принципы, цели и задачи, методы, приёмы, средства и формы обучения.

Цель обучения РКИ состоит не в изучении системы русского языка и законов её функционирования, а в становлении практических навыков (компетенций), позволяющих:

  • общаться на данном языке (коммуникативная компетенция);
  • понимать чужие и строить свои высказывания, осуществлять отбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения (речевая компетенция);
  • осознавать через призму языка особенности менталитета и культуры русского народа (лингвокультурологическая компетенция).
«Лингводидактика и обучение русскому языку как иностранному» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Исходя из данной цели вытекают и прикладные задачи методики, которые можно свести к обучению разным видам речевой деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению.

Принципы теории обучения РКИ

Принципы методики преподавания РКИ базируются на общедактических и частнометодических принципах обучения.

Общедактические принципы преподавания основаны на наиболее устойчивых, повторяющихся закономерностях, свойственных любому процессу обучения.

К ним относятся:

  1. Деятельностный принцип: обучение строится в процессе специально организованной совместной деятельности учащихся и преподавателя и носит практический характер.
  2. Принцип активности предполагает как работу по формированию мотивации у учащихся, так и самостоятельность, настойчивость в овладении предметом.
  3. Развивающий принцип обучения предполагает постановку таких учебных целей, которые способствуют развитию личности учащихся.
  4. Принцип наглядности связан с использованием визуальных средств подачи материала и реальных примеров из речевой практики, иллюстрирующих содержание языковых явлений.
  5. Принцип систематичности и последовательности касается отбора содержания языкового материала (от единиц низших уровней к более сложным) и логики его подачи, когда каждая новая тема или речевой факт базируется на уже изученном.
  6. Принцип доступности и индивидуализации процесса обучения предполагает учёт индивидуально-психологических, возрастных особенностей и лингвистических способностей учащихся.

Частнометодические принципы:

  1. Коммуникативный — ориентирует на построение учебного процесса как системы практических упражнений по отработке языковых навыков в разных речевых ситуациях.
  2. Комплексный принцип означает, что учащийся обучается не отдельным речевым навыкам (произношение, правописание, словоупотребление), а комбинирует их в процессе общения в зависимости от его задач.
  3. Принцип опоры на родной язык предполагает установление актуальных связей между новыми и уже имеющимися языковыми сведениями для облегчения их усвоения.
  4. Принцип изучения лексико-грамматических тем на основе текста связан с созданием необходимого речевого контекста, в который вовлекаются изучаемые языковые явления.

Методы и приёмы обучения в лингводидактике

Определение 3

Метод обучения в лингводидактике понимается как система практических и теоретических путей, позволяющих достичь целей и задач обучения.

Определение 4

Приём представляет собой элемент метода обучения, дополняющий его и реализующий более узкую учебную задачу.

Например, метод упражнения может использоваться в сочетании с приёмами смыслового чтения, чтения вслух, заполнения таблицы, работы со словарём, составления диалогов и тому подобное.

Методы преподавания РКИ можно классифицировать на общедидактические и частнометодические.

Общедидактические методы — это методы формирования теоретических сведений (рассказ, лекция, демонстрация), практических действий и навыков (упражнение, игра) и методы поощрения и порицания (похвала, замечание).

Частнометодические приёмы обучения РКИ выделяют в зависимости от изучаемого раздела языка:

  1. Методы обучения произношению (слушание образцов, повторение, чтение, поиск орфоэпических ошибок и их исправление, диалог, устный рассказ, фонетический анализ).
  2. Методы обучения грамматике (упражнения, составление диалогов, деловые игры, языковые разборы).
  3. Методы обучения лексике предполагают семантизацию слова (наполнение его конкретным содержанием с помощью словарного толкования, подбор синонимов, анализа контекста), а затем его введение в активной словарь с помощью разных упражнений.
  4. Методы обучения слушанию, говорению, чтению и письму базируются на разных типах упражнений не только репродуктивного или перцептивного характера, но и частично-поискового и творческого, побуждающих учащегося анализировать изучаемые явления, устанавливать их взаимосвязи и активно использовать в речи.

Лингводидактические средства и формы обучения

Средства обучения — это учебно-дидактические материалы (учебники, пособия), справочная литература (словари, грамматики, справочники), средства наглядности (таблицы, схемы, презентации), технические средства (аудио-и видеозаписи, компьютерная техника).

Под формами обучения понимают общие приёмы его организации.

Основной формой обучения является урок, активно используются академические формы (лекция, семинар, практикум, коллоквиум, конференция) и игровые (деловая игра, тренинг).

Место методики преподавания РКИ среди других наук

Методика обучения РКИ тесно связана с психолого-педагогическими дисциплинами: теорией обучения (дидактикой), лингводидактикой, общей психологией, психологией обучения, возрастной психологией. Эти предметные области обогащают методику представлениями о принципах, методах и приёмах преподавания с учётом последних достижений педагогической теории и практики.

Филологические дисциплины (теория языка, теоретическая грамматика, культура речи, риторика) определяют содержание преподавания на уровне современного состояния русского языка как объекта лингвистического изучения.

Дата последнего обновления статьи: 07.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot