История развития учения о культуре речи с древнейших времен до Нового времени
Представление о важности культуры речи и необходимости её практического и теоретического изучения зародилось в античности, и рассматривалось в такой области науки, как искусство красноречия (риторика). Первоначально культура речи и риторика существовали нераздельно как учение о правильной точной, выразительной и убедительной речи. Нормативный аспект, который имеет большое значение для современной культуры речи, не был для античности настолько значимым, поскольку само понятие литературного языка и его норм еще не сформировалось. Нормы складывались стихийно, в процессе узуального употребления. Кроме этого, античная риторика преследовала не столько цели обучения искусству речи, сколько занималась развитием правильного мышления – логичного, последовательного, аргументированного. Хорошая речь представлялась риторами как отражение процессов мышления.
В Древней Греции, где искусство красноречия было вызвано к жизни насущными потребностями афинской демократии, на первый план выдвигались коммуникативные качества речевых произведений. Частая необходимость публичных выступлений с речами поставила вопрос о тех свойствах высказывания, которые делают его привлекательным и убедительным для слушателей. Поэтому и содержание речи, и её оформление подчинялись общему коммуникативному принципу. Именно в античности зародилось представление об убедительности речевого произведения, которое может быть достигнуто, если оратор умеет ясно, доступно, логично, последовательно донести до слушателей свои мысли, передать их в запоминающейся, яркой и образной форме. На первый план выходят вопросы композиции, использования выразительных средств, вопросы, связанные с умением произносить речь, выступать публично. Греческая традиция была продолжена и в Древнем Риме, где понятия риторики и культуры речи не разделись, объединяясь в искусстве красноречия.
Средневековье продолжает античную риторическую традицию, развивая сферу церковного красноречия. Вопросы собственно культуры речи в этот период не рассматриваются, однако уделяется большое внимание этической стороне высказывания. Речевой поступок приравнивается к деянию и подлежит нравственной оценке («От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»).
Новое время подготавливает почву для возникновения национальных литературных языков, поэтому вопросы культуры речи становятся всё более актуальными, в том числе и для практики обучения. Изобретение книгопечатания способствует распространению грамотности, всё большее число людей овладевают письменной речью, и начинают складываться нормативные принципы правописания, грамматики и стилистики.
История развития культуры речи как науки в XVIII-XXI вв.
Большой вклад в развитие отечественного учения о культуре речи заложил М.В. Ломоносов, которому принадлежит «Краткое руководство к красноречию», изданное в 1748 г. Ломоносов не разделяет культуру речи и риторику, уделяя внимание вопросам «изобретения» речи, её украшения и композиционного оформления. Вместе с тем подход учёного к риторике отличается от позиции предшественников. В риторике он видит не просто «рецептурный» набор приёмов красноречия, а науку, цель которой состоит в изучении письменной и устной речи в её коммуникативном аспекте. Поэтому Ломоносов выделяет собственно риторику (теоретическую базу красноречия), ораторию (искусство составления речей) и поэзию (искусство написания художественных произведений).
Становление собственно культуры речи как научной дисциплины приходится на середину XX века и связана с деятельностью С.И. Ожегова, который стал инициатором работы в этой области. По мнению ученого, лингвистическая наука должна активно изучать процессы, происходящие в живой разговорной речи и воздействовать на эти процессы посредством обучения и справочных пособий, изданий, повышающих уровень владения языком. В центре внимания Ожегова был вопрос литературной нормы, её кодификации и формирования правильности речи в узусе.
В 70-80-е гг. XX в. в круг вопросов, рассматриваемых культурой речи, входит и коммуникативной аспект. Лингвист, среди которых были Б.Н. Головин, Л.И. Скворцов и др., осознают, что хорошая речь отличается не просто правильностью и соответствием нормы, а целым спектром качеств, имеющих коммуникативную природу.
В этот период, а также позднее актуальными становятся вопросы, связанные с этическим компонентом культуры речи. Лингвисты пишут о чистоте языка, о влиянии на его состояние процессов заимствования, жаргонизации речи, падения уровня грамотности.
На сегодняшний день культура речи является самостоятельной филологической дисциплиной, продолжающей активно развиваться.