Понятие социальной рекламы
Социальная реклама в переводе с английского языка означает привлечение интереса к важным проблемам или явлениям.
Цель социальной рекламы заключается в смене модели социального поведения. Это своеобразная форма неличностного представления и распространения различных социальных идей в обществе.
Социальная реклама использует те же средства развития, что и коммерческая реклама. Различие связано только с целью их применения.
Социальная реклама выполняет стратегическую задачу, заключенную в смене поведенческой модели общества и создании новых ценностей.
Объект социальной рекламы - социальный продукт. Он может быть осязаемым и неосязаемым. К неосязаемым продуктам относятся ценности, идеи, отношения. Они должны влиять на изменение сознания граждан и массовое поведение. Социальная реклама необходима для представления интересов государства. Именно поэтому она представляется большой аудитории, а не определенной группе.
Функции социальной рекламы
Социальная реклама связана со всеми основными рекламными функциями, в частности:
- экономическая функция;
- социальная функция;
- коммуникационная функция;
- маркетинговая функция.
Виды социальной рекламы
Социальная реклама может быть нескольких видов:
- некоммерческая, спонсирование которой происходит за счет некоммерческих организаций или благотворительных пожертвований;
- общественная, которая используется для пропаганды определенного позитивного явления;
- государственная, как правило, используемая ГИБДД, полицией, налоговыми органами и другими социальными институтами;
- социальная, которая направлена на гуманизацию общества и формирование новых бытовых и нравственных ценностей.
Методы реализации различных видов социальной рекламы
Социальная реклама может реализовываться, а также демонстрироваться в любых формах. Чаще всего это листовки, плакаты, открытки, баннеры, значки и другая атрибутика. Социальная реклама также может быть представлена в литературной форме. Но наибольшего влияния удается добиться посредством телевизионных роликов. Фотография считается также одной из форм распространения рекламы.
В социальной рекламе выделяются определенные тематические группы:
- борьба с угрозами и предупреждение их последствий;
- декларирование ценностей;
- созидание;
- психотерапия социума, погашение негативных эмоциональных состояний;
- социальные программы;
- образовательные программы.
Эффективность социальной рекламы
Социальная реклама имеет достаточно большое распространение за рубежом, а в России её эффективность сравнительно низкая. Опросы показали, что большая часть населения страны не замечает социальной рекламы. Примерно $20\%$ считают, что она служит украшением города, а не побуждением к действию, $10\%$ опрошенных респондентов социальная реклама раздражает и почти $70\%$ не могут вспомнить ни одного социального слогана.
Эффективность коммерческой рекламы легко оценивается на основе конкретных рыночных показателей, а эффективность социальной рекламы измеряется по узнаваемости обществом рекламируемого социального феномена и изменении по отношению к нему общественной позиции. При этом социальная реклама чаще всего не приносит быстрых результатов в виде материальных и моральных дивидендов. Ее эффективность может проявиться через несколько лет или даже через целое поколение.
Залог успеха социальной рекламы — это люди, которые занимаются организацией и проведением рекламных компаний, неравнодушные к общественным проблемам, а также наличие материальных ресурсов, профессиональное медиапланирование и креативный подход к реализации социальных проектов.