Особенности рекламного процесса во Франции в предреволюционный период
Рекламные традиции – это особенности рекламы, характерные для определенного места и определенного времени.
Рекламный процесс поступательно развивался во Франции вплоть до XVIII-XIX веков, пока не был прерван политическими катаклизмами. После этого рекламная деятельность заметно ослабла, и продолжалось так вплоть до середины XIX века.
Предреволюционная Франция в сфере культуры долгое время характеризовалась понятием «галантный век». На протяжении многих лет эта страна выступала всеевропейской законодательницей мод, причем касалось это не только одежды, но и украшений, меблировки и даже увеселений. Именно эта тематика находила свое отражение в большей части рекламных текстов.
Доподлинно известно, что Париж раньше, чем Лондон, заболел «кожной болезнью» от обилия «летучих листков» и афиш. Первые вручали прохожим прямо в руки, а вторые расклеивали на стенах домов. Расклейщики и разносчики рекламных объявлений были настолько назойливы, что в 1734 году было издано специальное полицейское распоряжение, которое запрещало ведение этой деятельности. В случае нарушения этого указа полагался штраф. Однако подобный запрет устрашал не многих.
Практика показывает, что листовки, раздаваемые в руки, и рекламные объявления, наклеиваемые на стену, были весьма популярными инструментами рекламы в предреволюционной Франции. Многие успешно ими пользовались. Историкам известен случай, когда в 1760 году один французский портной попал под суд за то, что, используя рекламные листки, смог обогнать своих конкурентов по числу заказов на пошив одежды.
Годом позже парламентом было издано постановление о пресечении появления и распространения печатных или письменных «летучих листков», к которых содержалась следующая информация:
- перечисление товаров;
- цены;
- адреса;
- имена производителей и коммерсантов.
Однако и это не смогло остановить французскую рекламу – она перешла на стадию стихийного бума, в связи с чем, правительство страны попыталось ввести этот процесс в цивилизованные рамки. Для этого даже было издано специальное рекламное издание (рисунок 1).
Рисунок 1. Рекламное издание «Афиши, анонсы и разнообразные сообщения». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Выпуски подобного сборника, в 1/8 листа, обычно выходили дважды в неделю, а тираж их достигал 50 тыс. экземпляров. Данная продукция пользовалась устойчивым спросом. Обычно главными темами объявлений в таких сборниках выступали:
- театральные премьеры;
- сдача в найм квартир;
- новые образцы мебели;
- лотереи.
Отдельное место отводилось предложению услуг медицинского характера.
Одной из рекламных традиций в предреволюционной Франции считалась разноликость рекламных объявлений. История показывает, что их тематика была весьма обширна. Основным средством размещения рекламных объявления выступали газеты и иные специализированные периодические издания, а также наружные формы печатной и письменной рекламы.
В предреволюционном Париже реклама имела свой особый стиль, преисполненный духом напряжения от следовавших друг за другом правительственных кризисов, скандалов, происходивших при дворе и пр. Подобного рода события располагали простых граждан к тому, чтобы узнавать новости города прямо на улицах – из рассказов соседей и из тех самых «летучих листков».
Однако, близилась революция, а вместе с ней и конец куртуазных «летучих листков» и «галантного века». На смену грациозно оформленных на стенах парижских домов афиш и газетных объявлений пришли революционные прокламации. Сама же реклама приобрела ярко выраженный политический характер. Частные рекламные объявления и анонсы театральных постановок выходили лишь в некоторых печатных изданиях. Годами позже эпоха правления Наполеона I войдет в историю как пора цензурных гонений и жесткого авторитарного правления.
Примеры печатной рекламы предреволюционной Франции
К одной из рекламных традиций Франции в предреволюционный период можно отнести широкое распространение печатной рекламы. О чем только в ней речь не шла – это были и театральные выступления, и даже медицинские услуги. Так, например, некий врач, приехавший в Париж и Лилля в специальном рекламном сборнике сообщал о том, что ему удалось успешно прооперировать шестилетнюю слепую девочку и это могут подтвердить 2 хирурга и 3 священника, при этом присутствовавшие.
В еще одном рекламном сообщении королевский гвардеец провозглашал, что он вскоре собирается в Верден и готов предложить два места для попутчиков, которым нужна защита.
В рекламном сборнике был даже призыв вернуть потерянную вещь. Речь шла о табакерке из золота, украшенной бриллиантами. Сообщение подал герцог Гамильтон, который потерял ту самую табакерку, выходя из оперы. Вернувшему табакерку обещалось денежное вознаграждение в размере 100 ливров.
«Летучие листки», получившие столь широкую популярность в предреволюционной Франции, представляли собой гравюрные оттиски, изображавшие интерьер загородных харчевен, и содержащие в себе рифмованный текст, который был рассчитан преимущественно на малообеспеченных жителей. Пример рекламного текста, размещаемого на таких «листках» представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Примет «летучего листка». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Подобный текст размещался на гравюрах. Известные граверы Франции, такие как Эйзен, Сент-Обен, Кошен и др., принимали заказы на оформление различного рода рекламной продукции, среди которой были проспекты, прейскуранты и даже этикетки для торговых заведений. Под резцом известных мастеров были созданы прообразы будущих визитных карточек – так называемые «carte d'adresse». Первоначально на них указывались основные реквизиты владельца, а также помещалось его геральдическое изображение. Сам формат таких карточек первоначально приближался к размеру почтовой открытки.
В целом для французской рекламы XVIII века характерно размещение рекламных объявлений, выполненных в форме изящных гравюрных картин. Позже мастерство гравюрных художников было востребовано издателями модных журналов.