Место рекламы в системе экономических отношений
Реклама – это заранее оплаченная неличная форма маркетинговых коммуникаций, основанная на распространении различными способами рекламной информации.
Реклама выступает одним из важнейших инструментов маркетинга. Ее сущностное предназначение заключается в информировании потенциальных потребителей о предлагаемом рынку продукте, их ознакомление с ним и убеждение в необходимости его приобретения. Реклама в маркетинге подлежит множественной классификации по различным основаниям, будь то цель использования, зона распространения, средства распространения, целевая аудитория и иные признаки. Основные формы и виды рекламы представлены на рисунке 1. Не будем останавливаться на них более подробно.
Рисунок 1. Общая классификация рекламы в маркетинге . Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Вне зависимости от видовой принадлежности, основополагающей целью рекламы всегда выступает привлечение внимания потенциальных покупателей и заказчиков к фирме и ее продукции. Для этого реклама должна быть нацелена на достижение следующих промежуточных целей – информирование, убеждение, напоминание. Конечной целью рекламной деятельности служит получение от потребителя определенной желаемой реакции познавательного, эмоционального или поведенческого типа.
В современном мире реклама окружает нас практически повсюду, все глубже в той или иной форме проникая во все сферы жизни человеческого общества. Именно реклама служит основным инструментом рыночного продвижения товаров и услуг и источником получения информации компании и ее продукции. В то же время проведение рекламных кампаний активно используется в конкурентной борьбе за потребителя, причем касается это как коммерческой, так и политической сферы.
Четырьмя основными функциями рекламы считаются:
- экономическая (прежде всего, стимулирование коммерческой деятельности фирмы и роста объемов продаж);
- социальная (формирование индивидуального и общественного сознания, выработка определенных поведенческих стандартов, закрепление и поддержание привычек потребителей);
- коммуникативная (информирование потенциальных потребителей о товаре, который им необходим);
- маркетинговая (стимулирование сбыта и содействие в продвижении товаров и услуг, обеспечение конкурентоспособности товара на рынке).
Таким образом, реклама по праву может считаться сложным и многоаспектным явлением
По своей сути реклама является экономическим явлением, прочно занимающим свое место в системе экономических отношений, реализуемых в пределах рынка. Представить себе современный рынок без рекламы практически невозможно.
Увеличение количества предложений и растущая на рынке конкуренция начинают предъявлять к рекламе новые требования. Она становится все более необычной и информативной, повышается ее интерактивность, растет число исследований потребительской аудитории, проводимых до начала планирования и реализации рекламных кампаний.
Влияние рекламы на рынок и его субъекты
Учитывая ту роль, которую реклама играет в системе экономических отношений в целом и на рынке в частности, следует поговорить о том влиянии, которое она оказывает на рынок и его субъекты. Само по себе это влияние может быть:
- прямым или косвенным;
- благоприятным и неблагоприятным;
- особо важным и незначительным.
Так или иначе, наиболее важными аспектами влияния рекламы на рыночные субъекты считаются следующие.
Во-первых, реклама способствует развитию тенденций к расширению производства товаров и услуг, содействуя тем самым обеспечению занятости граждан в производственном секторе экономики. Иначе говоря, спрос на продукцию порождает потребность в трудовых ресурсах для ее производства и последующей реализации.
Во-вторых, реклама посредством обеспечения потребителей (потенциальных покупателей) информацией о товаре призвана оказывать им помощь в принятии лучшего решения о покупке (из числа возможных).
В-третьих, в процессе вывода на рынок новых товаров производители, за счет использования различных возможностей рекламы обеспечивают себя эффективными средствами маркетинговых коммуникаций, предназначенных для общения с потребителями.
В-четвертых, за счет использования различных ассоциаций со свойствами рекламируемых товаров и услуг, реклама способна вызывать у потребителей усиление мнимых ощущений выгод от их приобретения, формируя тем самым ощущение их полезности.
В-пятых, реклама выступает одним из основных источников финансирования всех видов СМИ (средств массовой информации). В большинстве случаев поступления от публикации и трансляции рекламных сообщений приносят свыше половины, а то и 2/3 всех доходов журналов, газет, теле- и радиопрограмм.
В-шестых, рекламная индустрия сама по себе создает огромное количество рабочих мест. По некоторым оценкам, только в России в данной сфере занято свыше 1 миллиона специалистов, а общее количество рекламных агентств – превышает отметку в 2000.
В-седьмых, реклама благоприятно сказывается на разработке новых видов продуктов, а также предоставляет эффективные способы информирования покупателей об их появлении. Все это, в свою очередь, способствует привлечению инвестиций, росту качества товарной продукции и непрерывному расширению потребительского выбора.
В-восьмых, рекламе отводится одна из наиболее важных в становлении и поддержании торговых марок ролей.
В-девятых, реклама определенным образом воздействует на уровень конкуренции. В отдельных отраслях активные инвестиции в рекламу способствуют формированию приверженности покупателей к торговой марке, формируя тем самым барьеры для конкурентов.
Наконец, между интенсивностью рекламы и рентабельностью продаваемого товара существует определенная связь. Согласно существующей статистике, компании, активно инвестирующие средства в рекламу, при прочих равных условиях, зарабатывают в 1,5 раза больше, чем другие.