Понятие о ложной рекламе
Федеральный закон РФ «О рекламе» (статья 9) определяет понятие заведомо ложной рекламы. Подобная реклама не допускается законом.
Заведомо ложная реклама – это реклама, посредством которой рекламодатель (производитель или распространитель рекламы) намеренно обманывает, т.е. вводит в заблуждение, потребителя рекламы.
Но в таком определении есть ряд неточностей. Во-первых, что такое «введение в заблуждение»? В этом случае следует почитать статью 178 Гражданского кодекса РФ.
В нем указано, что заблуждение по отношению к природе сделки, совершенной под влиянием ложной рекламы, или иным качествам предмета сделки, которые существенно минимизируют возможности его применения или делают данный предмет ненужным потребителю имеет место, когда потребитель рекламы помимо своей воли сам составляет себе неверное представление или остается неосведомленным относительно обстоятельств, имеющих для него определенное значение, под влиянием которого он совершил сделку. Если бы он не заблуждался, то эта сделка бы не состоялась.
Сделку можно оспорить. Заблуждающееся лицо может обратиться в суд с иском о признании сделки недействительной и потребовать возмещение убытков согласно статьи 167 Гражданского Кодекса России.
В директиве совета Европейского Союза от 1984 года «84/450» также приводится определение понятия «вводящая в заблуждение реклама». Под эти термином понимается любая реклама, которая каким-то образом, а также по форме и содержанию, обманывает или может обмануть лица, для которых эта реклама предназначена и которая из-за ложной своей природы может оказать влияние на экономическое поведение потребителей или нанести им вред и ущерб.
Согласно данной директиве ЕС все сообщения или способы предоставления объекта рекламы не должны вводить в заблуждение и быть неправдивыми по отношению к описанию содержимого, состав и иных характеристик продукции, другой информации о товаре, а также его стоимости и происхождения.
Поэтому эта директива позволяет понять, что в законодательстве РФ под рекламой, которая вводит потребителя в заблуждение, следует понимать ложную рекламу, а точнее недостоверную рекламу.
Еще одна неточность касается наличия умысла рекламодателя, доказать который довольно сложно. Если в рекламе потребитель введен в заблуждение, то имеют место признаки недостоверной рекламы. Это означает, что такая реклама может быть признана ненадлежащей и виновные лица будут наказаны согласно закону «О рекламе».
Последствия использования заведомо ложной рекламы
Согласно ФЗ «О рекламе и УК РФ заведомо ложная реклама запрещена. Ее использование рекламодателями вводит потребителей в заблуждение. В результате получения недостоверной информации потребители приобретают продукцию или услуги, которые не удовлетворяют их потребности и ожидания, в ряде случае наносят вред и ущерб здоровью и имуществу граждан.
Объективная сторона действий по распространению ложной рекламы включает донесение до потребителей недостоверной информации о товарах и услугах, производителях и продавцах, а также последствия в виде ущерба и причинную связь между действиями и последствиями.
Если причинен значительный ущерб лицу, то можно говорить, что преступление совершено.
Наличие и степень ущерба определяется судом исходя из объема распространения заведомо неправдивой информации и нанесенного ею ущерба.
Употребление в рекламе ложной информации – это предоставление заведомо неточных сведений об объекте рекламы, производстве и распространении данной рекламы. Умышленно ложные данные в рекламе могут использоваться рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем, которые будучи независимыми, обладают специфическими правами и обязанностями.
Субъекты рекламы могут предоставлять ложные сведения в рекламе с корыстной заинтересованностью, а именно в целях получения максимальной прибыли.
Законом устанавливаются особые требования к рекламе отдельных видов товаров, работ или услуг (алкоголь, табак, ценные бумаги, детское питание и др.). Если эти требования нарушаются, в том числе не предоставляются обязательные сведения или сообщаются в рекламе данные, которые запрещены к использованию, то может образоваться использование заведомо ложной информации.
Перечень сведений, при наличии которых реклама является недостоверной, приведен в ФЗ «О рекламе» в 7 статье:
- состав, способ и дата изготовления;
- назначение;
- потребительские свойства;
- условия использования или эксплуатации;
- наличие сертификата;
- количество и место происхождения;
- наличие продукции на рынке;
- возможность приобретения товара в указанном объеме, месте и периоде времени.
Заведомо ложная информация – это сведения, в которых имеются не соответствующие действительности данные о свойствах и качестве товаров и услуг, а также о производителе и продавце.
Ответственность за ложную рекламу
Ответственность за ложную рекламу предусмотрена Кодексом об административных правонарушений РФ, а именно в статье 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе».
В нем указано, что нарушение законодательства о рекламе (кроме отдельных случаев, которые прописаны в нормативном документе) положен административный штраф в размере 2000-2500 рублей с физических лиц, 4000-20000 рублей с должностных лиц и 100000-500000 рублей с организаций.
Согласно ФЗ «О рекламе» (ст. 13) за предоставление ложной рекламы, т.е. недостоверной информации о качестве и свойствах продукции, изготовителе, продавце предусмотрена административная ответственность.
Кроме этого в таком случае будет нарушен и закон о защите прав потребителей, который также обязывает предоставлять правдивые сведения.