Понятие об алкогольной и табачной продукции
Алкогольная продукция – это продукция, которая произведена для употребления в пищу и содержит в своем составе этиловый спирт.
Табачная продукция – это изделия, которые содержат табак, т.е. обработанные листья растения «табак обыкновенный», с добавлением ароматизаторов или без них, помещенные в потребительскую упаковку.
И алкогольная продукция, и табачные изделия относятся к товарам повседневного спроса (Fast Moving Consumer Goods, FMCG), вместе с продуктами питания, бытовой химий, напитками и пр. Но только, кроме крепкого алкоголя – его относят к товарам предварительного выбора или особого спроса.
В любом случае, что алкогольная продукция, что табачные изделия представляют собой специфический товарный сегмент. В различных классификациях можно встретить эти обе категории товаров как отдельные, или вместе. Это связано с тем, что алкоголь и табак имеют собственные отличительные особенности, но некоторые моменты у них общие. Это и позволяет их объединять в одну группу.
Особенности алкогольной и табачной продукции:
- угроза здоровью с связи с употреблением данной продукции;
- высокая вероятность появления физической зависимости;
- отсутствие объективно полезных свойств.
Спрос на эти товары все равно будет существовать и вряд ли перестанет существовать, несмотря на то, что указанные характеристики являются негативными факторами и отрицательно сказываются на объемах продаж и образах торговых марок. Это негативное влияние особенно усиливается сейчас в век популяризации здорового образа жизни и правильного питания. Кроме этого данные свойства алкогольной продукции и табачных изделий вносят ограничения в возможность использования рациональных аргументов в рекламе данных товаров.
Но производство табачной и алкогольной продукции в России растет, удовлетворяя потребности большой части населения. При этом качество выпускаемых изделий, гарантия безопасности – это определяющие факторы, поскольку продукция может содержать вещества, вредные и даже смертельные для человека.
Специфика рекламы алкогольной продукции
Алкогольная продукция делится на три группы в зависимости от содержания этилового спирта:
- этиловый питьевой спирт;
- спиртные напитки;
- вино.
Этиловый питьевой спирт – это неоднократно очищенный этиловый спирт, который производится из пищевого сырья и разводится умягченной водой до 95% готовой продукции.
Под спиртными напитками понимают алкогольную продукцию, изготавливаемую с использованием этилового спирта, который производится из пищевого сырья и не относится к вину или пиву.
Вино- это алкогольная продукция, которая изготавливается из виноматериалов с содержанием природного этилового спирта не более 22% объема готового изделия.
В рекламе алкогольной продукции следует учитывать законодательные требования. В основу продвижения данных товаров положены следующие свойства алкоголя, которые оказывают негативное влияние на нервную систему человека:
- наркотический эффект;
- вызов эйфории, иллюзий;
- притупление физических болевых ощущений.
Реклама алкогольной продукции имеет особые ограничения, чтобы не оказывать влияния на молодежь.
Основные направления регулирования рекламы алкогольных напитков являются:
- территория;
- время;
- контроль содержания рекламной информации.
Рекламодатели не должны вводить потребителей в заблуждение относительно свойств предлагаемого товара и его воздействия на организм. Потребители должны предостерегаться от возможных последствий употребления алкогольных напитков.
Согласно ФЗ «О рекламе» (ст.21) реклама алкогольной продукции не должна:
- содержать утверждение о важности алкогольной продукции в достижении общественного признания, профессионального и иного успеха, а также в улучшении физического или эмоционального состояния;
- содержать утверждение о безвредности или полезности продукции для здоровья человека;
- содержать утверждение о том, что алкоголь – это способ утоления жажды;
- обращаться к несовершеннолетним;
- осуждать воздержание от употребления алкоголя.
Закон о рекламе приводит определенные правила, которые распространяются на продвижение алкогольной продукции. Реклама не может размещаться в следующих случаях:
- в печатных изданиях (за исключением пропаганды вина или шампанского, произведенных на территории РФ);
- в публикациях печати, аудио- и видеопередачах, предназначенных которые для несовершеннолетних детей;
- на телевидении или радио, кроме ситуаций, предусмотренных в действующем законодательстве;
- в автобусах, троллейбусах и др.;
- в спортивных, образовательных, детских, оздоровительных, военных учреждениях;
- в Интернете.
Но в начале 2019 года разрешили рекламу алкогольной продукции по время онлайн-трансляции спортивных мероприятия и в эфире спортивных каналов. При этом показ рекламы обязательно должен сопровождаться информацией о нанесении вреда здоровью при злоупотреблении алкогольной продукцией.
С 1 января 2019 года вступило в силу уточнение закона относительно рекламы пива. Реклама этого напитка запрещена в наружной рекламе и во всех информационных изданиях СМИ и во время трансляции спортивных мероприятий. Главная цель данного дополнения является сокращение пропаганды пива до одного процента на всех рекламных носителях. Исключение составляют те организации, которые имеют лицензию на торговлю и продвижение пива (но они не имеют право размещать наружную рекламу: щиты или баннеры на фасадах зданий).
Специфика рыночного продвижения табака и табачных изделий
Согласно закону о рекламе реклама табака, табачных изделий, курительных принадлежностей полностью запрещена. За нарушение данного требования рекламодатели, производители и распространители привлекаются к ответственности.
По состоянию на 2019 год реклама табака, табачной продукции, любых видов табачных изделий, курительных трубок и других сопутствующих товаров (кальянов, зажигалок, бумаги для изготовления сигарет или сигар и пр.) запрещена. Нельзя размещать рекламу на всех видах носителей рекламы.
Запрет на рекламу табака имеет стоит:
- при продвижении средствами наружной рекламы;
- в местах проведения массовых мероприятий (политические, образовательные, спортивные, развлекательные, религиозные), предназначенных для лиц младше 18 лет;
- в сети Интернет (кроме сайтов, которые предназначенных для совершеннолетних лиц и закрытых групп, обязательна идентификация пользователей по возрасту).
Все табачные изделия, которые продаются в магазинах, имеющих на это лицензию, располагаются в закрытых витринах.