Реклама – это наиболее значимое социально-экономическое явление современного общества и результат деятельности участников гражданского оборота.
Деятельность по распространению рекламы совершается в соответствии с определенными обязательствами, которые представляют определенный вид деятельности экономики и именуются услугами в сфере рекламы.
Классификация видов рекламы
Реклама может классифицироваться по различным признакам:
- В зависимости от вида рекламируемой продукции выделяют рекламу табака, алкогольной продукции, лекарственных препаратов и иных товаров медицинского назначения.
- В зависимости от типа рекламируемых услуг выделяют рекламу инвестиционных и страховых услуг, услуг коммерческих банков, организаций и других субъектов, которые оказывают финансовые услуги.
- В зависимости от способа донесения рекламной информации различают рекламу в телевизионных программах, радиоэфире, в печатных изданиях, а также на транспортных средствах, киноиндустрии и почтовых отправлениях. К данной группе относится и наружная реклама, которая распространяется в сельских и городских поселениях при помощи стендов, плакатов и других технических средств.
- В зависимости от целей рекламы она подразделяется на политическую, социальную и коммерческую рекламу. К политической рекламе можно отнести информацию, которая распространяется участниками избирательного процесса о предлагаемых кандидатах и их деятельности на должность депутатов, президента с целью достижения ожидаемого результата голосования. К социальной рекламе относится рекламная информация о государственных и общественных интересах в целях благотворительности. Цели коммерческой рекламы указаны в действующем законодательстве.
Рисунок 1. Виды рекламы по цели. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Правовое регулирование рекламной деятельности
Основными нормативными актами, которые регулируют рекламную деятельность, являются:
- Кодекс РФ о правонарушениях административного характера;
- Гражданский Кодекс РФ;
- Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года;
- Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года;
- Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года;
- Правительственное Постановление РФ «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» от 30 июня 2004 года;
- Правительственное Постановление «Об утверждении правил рассмотрения цен антимонопольным органом, которые возбуждены по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе» от 17 августа 2007 года;
- Закон Москвы «О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и размещению наружной рекламы» от 24 ноября 2004 года.
Основным нормативным актом, который регулирует в сфере рекламной деятельности отношения, является Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года. Данный документ носит общий характер, на основании его регулируются отношения, что связаны с предоставлением рекламной информации, а также с производством продукции для рекламы и с ее распространением. Нормы данного закона не могут распространяться по рекламу политического характера, на объявления юридических лиц и граждан, которые не связаны с предпринимательской деятельностью.
Рекламное законодательство Российской Федерации состоит из «Закона о рекламе». Отношения, которые возникают в процессе производства, распространения и размещения рекламной информации регулируются нормативными правовыми актами, что приняты в соответствии с данным законом.
Кодекс об административных правонарушениях имеет большое значение для пресечения нарушений в сфере рекламы, он предусматривает ответственность за нарушение рекламного законодательства. Нормативным актом «Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, что возбуждены по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе» установлены сроки и процедура рассмотрения дел, касающиеся нарушений в области рекламы. Основной целью Указа Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» является правовое обеспечение защиты потребителей. Данный указ предусматривает меры ответственности, которые применяются к недобросовестным рекламодателям.
Правовой статус субъектов рекламных отношений
Правовой статус представляет собой положение субъектов, установленное нормами права, совокупность их обязанностей и прав, которые определяются всеми правовыми отраслями.
В соответствии с Законом «О рекламе» основными субъектами рекламы являются рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель.
Рекламодатель – это продавец или изготовитель товара, который определил содержание рекламы или объект рекламирования.
Рекламораспространитель – это лицо, которое распространяет рекламную информацию любым способом, в любой форме и с применением различных инструментов.
Рекламопроизводитель – это лицо, которое частично или полностью осуществляет трансформирование информации в готовую для распространения форму в виде рекламы.
Субъектами деятельности рекламы являются, как правило, юридические лица. Однако физические лица зачастую выступают рекламодателями, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Юридические лица могут обладать универсальной и целевой правоспособностью.
Физическому лицу, для того чтобы принимать участие в рекламной деятельности, необходимо иметь статус индивидуального предпринимателя, который приобретается в результате государственной регистрации.
Основные требования, предъявляемые к рекламе
При определении требований к рекламе необходимо учитывать действующее законодательство. В соответствии с законом «О защите прав потребителя» реклама должна быть:
- добросовестной;
- она должна быть достоверной и не содержать ложной информации;
- она не должна порочить репутацию каких-либо лиц, в том числе конкурентов;
- должна содержать сведения о преимуществах рекламируемого товара, что производится другими изготовителями;
- реклама не должна пропагандировать противоправные действия, призывать к жестокости и насилию;
- она не должна иметь сходство с дорожными знаками, дабы не угрожать нормальному функционированию железнодорожного, автомобильного и иным видам транспорта;
- не должна содержать информацию порнографического характера;
- реклама не имеет права использовать образ и внешний вид медицинских работников (исключение является реклама медицинских препаратов и услуг, средств личной гигиены);
- не допускается реклама, в которой отсутствует информация о рекламируемом продукте и об условиях его использования.