Понятие, цели и функции рекламы
История развития рекламы как средства коммуникации связана с возникновением торговых отношений между людьми, когда существовал еще бартерный обмен. Но уже тогда, как и в настоящее время, реклама была средством конкурентной борьбы предприятий за место на рынке и за своего потребителя.
Реклама – это инструмент коммуникации компании с целевой аудиторией, осуществляемый с помощью платных средств распространения информации и направленный на привлечение потенциальных и реальных покупателей.
Стратегическая цель рекламы – создать необходимую для организации реакцию у потребителей.
Основная цель рекламы с точки зрения маркетинга – это формирование спроса и стимулирование сбыта.
В зависимости от поставленной цели реклама решает три задачи:
- Информирование— формирование осведомленности об объекте рекламы.
- Убеждение— гарантирование пользы и выгоды от рекламируемого товара или услуги по сравнению с аналогичными предложениями на рынке.
- Напоминание — поддержание у потребителя осведомленности об объекте рекламы и интереса к нему.
Любая реклама выполняет четыре универсальные функции:
- Экономическая функция. Реклама влияет на рост оборота товаров и услуг и их производству
- Социальная функция. Реклама информирует общество о ценностях, нормах поведения и потребительских моделях, с целью закрепления этого в сознании людей.
- Маркетинговая функция. Реклама способствует повышению узнаваемости бренда компании, побуждению потребителей к покупке рекламируемых товаров или услуг,
- Коммуникационная функция. Реклама исполняет роль не только массового информатора, но и преобразует информацию в определенный образ товара или услуги.
Основные средства рекламы
- Реклама в прессе – публикации в газетах, журналах, каталогах, информационных бюллетенях
- Печатная (полиграфическая) реклама – создание рекламных листовок, плакатов, буклетов.
- Телевизионная реклама – это показ видео и кинороликов, которые транслируются по каналам телевидения, также к данному средству рекламы относится «бегущая строка», указание товарного знака на заставках и различных атрибутах студии (часы, чашки и др).
- Реклама на радио – рекламные диалоги, объявления ведущих, рекламные куплеты (джинглы).
- Наружная реклама – рекламные щиты, вывески на остановках, электронно-механические щиты, световые короба, растяжки и др.
- Интернет-реклама – баннеры, веб-сайты, страницы, электронная почта и прямые рассылки.
Особенности рекламной деятельности на предприятии
В крупных компаниях обязанности по ведению рекламной деятельности возлагается на отделы маркетинга или рекламы. Малые и средние предприятия могут иметь в штате одного специалиста по маркетингу или обращаться в специализированные рекламные агентства.
Планирование рекламной деятельности является составной частью маркетингового проекта. Выделяют несколько этапов разработки эффективной рекламной программы в организации:
- Определение целевой аудитории: проведение маркетинговых исследований с целью выяснения спроса на рекламируемый продукт, узнаваемости бренда или самой компании, степени осведомленности о товаре или услуги.
- Постановка целей. Формулирование целей зависят от конечного результата рекламы, который планирует добиться компания: привлечь новых клиентов или удержать постоянных, проинформировать о выпуске новой или модернизируемой продукции.
- Создание сообщений. Использование модели AIDA «внимание-интерес-желание-действие» для написания сообщения, чтобы повлиять на совершение покупки.
- Выбор каналов коммуникации. Применение личных (прямая рассылка по электронной почте, телефонные звонки) и неличных (через СМИ) коммуникативных каналов.
- Формирование рекламного бюджета. Он составляется исходя из имеющихся денежных средств, в процентах от объема сбыта или на основе конкурентного паритета.
- Реализация программы
- Оценка эффективности рекламы. Рассчитывается экономический эффект рекламы, посредством отношения изменения товарооборота компании до рекламных мероприятий и после. Качественный анализ воздействия рекламы на человека осуществляется с помощью метода наблюдения, проведения фокус-групп.