Появление рекламы на Руси
Начало развития рекламной деятельности на Руси датируется X-XI вв. В этот период русские купцы использовали разнообразные способы для привлечения покупателей и предложения продукции. Приглашали зазывал за определенное вознаграждение, которые громко говорили о достоинствах товара возле лавки.
Создателями эффективной в то же время потешной рекламы считали коробейников, которые торговали мелким товаром: гребни, ленты, кружева, бублики и пряники. При этом преимущества продукции преувеличивали, чем обманывали покупателей. Это не считалось унизительным и противозаконным.
Уже в XV веке стали оглашать указы правительства в Москве с Красного крыльца кремлевских палат. С появлением книгопечатания в следующем столетии появляется место распространения рукописных книг, листовок и лубочных картинок у Спасской башни.
В это же время по городу стали ходили юродивые (безумные люди) и сказатели, которые исполняли исторические песни, духовные стихи и былины. Чуть позже их уже относили к представителям культуры и просуществовали они аж до XIX века.
В XVII веке выходит в тираж из двух экземпляров рукописная газета «Куранты», а также «Ведомости».
Особый вклад в развитии рекламного дела на Руси внесли лубки или народные картинки. Приблизительно в начале XVII века во времена царствования Алексея Михайловича в палатах было несколько десятков забавных листов. Царь очень любил эти картинки и привил эту любовь и своим детям.
Со временем к потешным картинкам добавились надписи. Вскоре лубки стали популярны повсеместно, даже у крестьян. Вскоре лубки превратились в носитель рекламной информации. Они использовались для продвижения модной иностранной продукции.
Рост городов, промышленности способствовали и активному развитию рекламной деятельности.
Октябрьская революция 1927 года изменила содержание рекламы. Кроме этого она была монополизирована государством, что лишило возможности предпринимателей расширять свой бизнес за счет рекламы. Гражданская война свела практически к нулю все развитие рекламного дела на Руси.
Особенности развития рекламного дела в СССР
Уровень развития рекламы в СССР всегда был ниже, чем в других странах, с более развитой экономикой. Это связано с тем, что советская экономика развивалась совершенно по другим законам. В отличие от Запада, где реклама давала возможность покупателям выбирать, советская реклама не была инструментом конкуренции.
Особенностями рекламы в СССР являются:
- идеологизация коммерческой рекламы и превращение ее в часть советской пропаганды;
- запрет на ведение бизнеса и конкуренции в рекламной сфере, отсутствие материальной заинтересованности, связей между рекламных компаниями и средствами массовой информации, неразвитость рекламного рынка.
В советской рекламе использовали так называемые «лобовые» способы при коммуникации с потребителями. Это применение таких слов, как «покупайте», «пейте», «ешьте», «храните», «летайте» и т.п.
Рекламу в СССР отличало от мировой отсутствие экспансии рекламы в СМИ. Потому что советская пресса выполняла пропагандистские и идеологические функции. Она была полностью на гособеспечении. Поэтому пресса и не была заинтересована в рекламе. И население не чувствовало особой заинтересованности в рекламе товаров и услуг. Послевоенное время (50-60-е годы) большинство товаров вообще не было доступно гражданам, поскольку их стоимость зашкаливала.
Практически на протяжении всего времени существования СССР реклама была частью пропаганды, а точнее средством агитации населения.
В 1950 гг. политическая концепция советской рекламы сменяется идеологической концепцией социалистической рекламы. В конце 1957 года в столице Чехословакии, Праге, состоялась Международная конференция работников рекламы социалистических стран. На ней были четко сформулированы основные задачи торговой рекламы в условиях социализма:
- воспитание вкусов людей;
- развитие потребностей;
- активное формирование спроса на товары.
Результатом социалистической рекламы должно быть появление новых потребностей и запросов для развития производства новых и модернизированных товаров.
Реклама должна повышать уровень культуры граждан и торговли, быть средством информации, чтобы люди могли быстро найти необходимые товары в местах продаж.
Главная особенность социалистической рекламы состояло в ее идейности, правдивости и конкретности. Под идейности понимали воспитательное назначение рекламы. В рекламе раскрывались полезные свойства и характеристики продукции, что говорило о заботе государства о потребителей. В рекламе в качестве героев участвовали эксперты в области продвигаемой продукции, а не знаменитости, что можно наблюдать сегодня на экранах телевизоров и в интернете.
Реклама в современной России
До 1990 года реклама была советской и не имела ничего общего с общими мировыми тенденциями. После перестройки, с появлением импортной продукции на российском рынке, рекламная деятельность начинается развиваться в рыночных условиях.
После 1992 года стали появляться первые российские рекламные агентства, которые пока разрабатывали примитивную информационную рекламу.
Этапы становления рекламы в России:
- появление «молодой рекламы» (1990-1995);
- рост рынка рекламы (1995-1998);
- зрелость рекламного рынка (с 2000 года).
Первый этап характеризуется концепцией «искусство представления товара» в рекламе. Рекламные агентства создавали рекламу на свой вкус, как они это видят, а не как нужно заказчику. Маркетинг полностью отсутствовал.
С 1992 года стали появляться большое количество рекламных компаний, журналов, газет и электронных средств СМИ. Реклам начала проникать во все сферы деятельности и влиять на социум.
На втором этапе наблюдается одновременно интенсивное и экстенсивное развитие рынка рекламы. Это рост объемов рекламного бюджета и четкое понимание функций рекламы как инструмента продвижения. В этот период появляются новые студии рекламы, формируются медиахолдинги, новые рекламоносители.
В 1995 году был принят Закон РФ «О рекламе», который стал регулировать рекламную деятельность. Кризис 1998 года сильно сказался на качестве и количестве рекламы. Многие компании обанкротились, соответственно клиентов стало меньше. А те что остались на плаву стали экономить на всем. Но рекламодатели нашли выход. В этот период отмечается развитие антикризисного маркетинга.
С 2000 года наблюдался подъем экономики России и становление маркетинга на новом уровне. Компании использовали и используют современные инновационные технологии, происходит глобализация рекламного рынка. Реклама – это инструмент управления сбытом на рынке.