Классификация затрат на рекламную деятельность
Расходы на рекламу – это затраты на распространение в любой форме, на любом носителе информации о компании, бренде, товаре или услуге, которая предназначена неограниченному кругу потребителей и направлена на формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования.
Для составления оптимального бюджета на рекламу, необходимо четко определить, сколько и на что пойдет средств и сколько это принесет прибыли компании. В этом случае можно использовать показатель как доля рекламных расходов. Это отношение суммы затрат на рекламу к прибыли, которую она принесла.
Расходы на рекламу – это достаточно весомая статья затрат любого предприятия, но обойтись без них не представляется возможным.
Эти расходы могут быть включены в затраты при расчете налога на прибыль. Поэтому различают следующие виды расходов на рекламу:
- Ненормируемые расходы
- Нормируемые расходы
Ненормируемые расходы на рекламу полностью считаются в структуре себестоимости. К ним относятся:
- Реклама в СМИ и интернете. Стоимость размещения рекламных материалов один раз включается в состав затрат. Издержки по созданию или приобретению различных видео- и аудио-роликов, на разработку сайта у специализированных компаниях включаются в себестоимость частями
- Наружная реклама. Это затраты на услуги рекламных агентств по размещение информации о предприятии на щитах, стендах, баннерах, на электронных мониторах.
- Участие в ярмарках, выставках и других подобных мероприятиях. Оформление выставочных стендов, комнат, образцов, а также вступительные взносы для участия в ярмарках засчитываются в полном объеме
Нормируемые затраты на рекламу включают в себя все иные расходы, не перечисленные выше, а именно:
- затраты на приобретение призов, кубков, медалей участникам рекламных акций;
- расходы на производство или покупку сувенирной продукции (календари, ручки, кружки, майки и магниты с символикой компании);
- затраты на дегустацию продукции компании;
- издержки на проведение брифингов или пресс-конференций;
- оплата аренды помещений для выставок и ярмарок,
Методы определения бюджета на рекламу
Расходы на рекламную деятельность компании закладываются при составлении рекламного бюджета.
На практике выделяют следующие методы определения рекламного бюджета:
- Метод исчисления исходя из финансовых возможностей. Это определенная сумма в год на рекламу, которую предприятия могут выделить с учетом анализа всех остальных затрат. Минус данного метода в затруднении организации рекламной деятельности предприятия с учетом неопределенности уровня сбыта товаров на рынке.
- Метод определенного процента от продаж. Рекламные затраты рассчитываются в процентном отношении либо к сумме продаж, либо к цене товара. Такие расчеты не могут дать точных результатов оценки, которые нужно использовать при разработке рекламной стратегии.
- Исторический метод. Компания определяет свои затраты на рекламу в зависимости от величины рекламного бюджета прошлого года. Принимая за основу уровень издержек на рекламу прошлого года и на анализ текущей ситуации, определяют рекламный бюджет нынешнего года. Можно также новый бюджет на рекламу сформировать, изменив расходы прошлого года на определенный процент.
- Метод конкурентного паритета – использование бюджета рекламы на уровне затрат предприятий-конкурентов.
- Метод исчисления из целей и задач. Он основывается на результатах проведения маркетинговых исследований, которые позволяют четко определить цель, задачи рекламы и средства для их решения. Но в любом случае сумма средств – это ориентированный размер бюджета рекламы
- Разработка рекламного бюджета на основе планирования затрат. Это составление сметы расходов на различные запланированные мероприятия.