Понятие и виды финансовой рекламы
Финансовая реклама – это реклама финансовых, банковских, страховых и инвестиционных услуг и других услуг, которые связаны с использованием денежных средств частных лиц и организаций, а также ценных бумаг.
Основная задача финансовой рекламы заключается в обслуживании сферы предоставления или получения кредитов, страхование, продажа акций, облигаций и пенсионные фонды.
Причины использования финансовой рекламы:
- финансово-экономические кризисы, приносящие ущерб репутации организациям;
- низкий уровень доверия к финансовым институтам;
- снижение инвестиционной привлекательности кредитно-финансовых учреждений;
- формирование и поддержание привлекательности финансовых организаций;
- дефицит ликвидности банков.
Кризисы меняют отношение к финансовой и банковской рекламе. Страховые, инвестиционные компании, банки и другие финансовые учреждения рассматривают рекламу как добровольный налог на бизнес. Главная задача продвижения финансовых услуг – это активное привлечение клиентов в финансовую сферу.
Виды финансовой рекламы:
- банковская реклама;
- общества взаимопомощи и частные медицинские организации (услуги страхования во время болезней);
- строительные компании, привлекающие средства вкладчиков банков для приобретения жилья;
- реклама страховых услуг;
- создание инвестиционных траст-фондов;
- возможность получения банковских услуг в отделениях почты;
- брокеры и финансовые консультанты, которые занимаются инвестициями, страхованием и субсидиями;
- компании, которые работают с кредитными картами;
- финансовая реклама краткосрочных займов.
Какое рекламное средство для продвижения финансовых услуг выбрать –зависит от целевой аудитории. В основном это популярные средства массовой информации, а именно пресса, радио и телевидение. В последнее время рекламу банков, страховых компаний и пр. финансов-кредитных организаций можно встретить в интернете. Это и контекстная реклама, баннерная реклама, а также email рассылки.
Особенности банковской рекламы
В современных условиях суммарный объем расходов на рекламу многих банков достаточно большой, чтобы эти финансовые организации прочно занимали 4 место после производителей автомобилей, торговых компаний и издательств. Эффективная работающая реклама влияет на репутацию банка, его имиджи и на результаты продаж.
Особенности банковской рекламы:
- нематериальность;
- интеллектуальность;
- индивидуальность.
Банковские услуги нельзя показать, потрогать, взять в руки, услышать или попробовать на вкус. Они неосязаемы. До момента покупки услуги и процесса ее предоставления покупателю, понять принесет она пользу или нет практически невозможно.
Поэтому в рекламе банков показывают образы: деньги, пластиковые карты или животных, предметов, которые не имеют никакого отношения к банкам. Очень важен правильный выбор рекламных образов, чтобы потребители поняли суть рекламы.
Интеллектуальность означает, что интеллект производителя банковских услуг является основным средством производства. Именно в банковской рекламе можно увидеть, как превозносятся интеллектуальные качества производителей. Это как раз и есть прямой результат нематериальности банковских услуг. Так как нет возможности напрямую показать банковскую услугу или продукт, банк в качестве средства убеждения использует образ производителя. Это связано с тем, что положительное отношение к производителю автоматически будет перенесено на услуги или продукты.
Успех работы банков состоит в умении правильно распоряжаться денежными средствами, а именно в высоком интеллектуальном уровне финансистов и банкиров и их надежности. Люди могут доверить свои сбережения только профессионалам.
Работа с деньгами подразумевает доверие клиентов, потому к каждому человеку, пришедшему в банк, оказывается индивидуальный подход. Многие услуги имеют длительный срок действия (пластиковые карты, вклады, ячейки и др.). Поэтому в рекламе используется тема доверия и персонализации клиента.
Кроме этого банковская реклама отличается разнообразием оказываемых услуг. Как правило, банки продвигают каждую услуг по отдельности, но при этом все объявления объединены единым фирменным стилем.
Правовое регулирование рекламы финансовых услуг
В Федеральном законе о рекламе есть статья, в которой отражаются все требования к финансовой рекламе.
Реклама финансовых, банковских, страховых и других услуг обязательно должна содержать имя лица или наименование организации, оказывающей данные услуги, т.е. название банка или ФИО индивидуального предпринимателя.
Основные ограничения в финансовой рекламе:
- в рекламе не должно упоминаться гарантии или обещания эффективности деятельности, т.е. доходности вложений в перспективе (в том числе основанные на фактических показателях в прошлом, если подобная эффективность не может быть выявлена на момент заключения договора);
- не должны скрываться иные условия оказания соответствующих услуг, которые влияют на сумму доходов, получаемых после использования услуг лица, или на сумму расходов, которую понесет лица, воспользовавшиеся услугами, если в рекламе упоминается хотя бы одно из таких условий.
Если реклама связана с предоставлением займов или его погашением содержит хотя бы одно условие, которые влияет на стоимость, то такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита на клиента банка.
Реклама банковских услуг, связанных с управлением активами клиентов (ценные бумаги, инвестиционные фонды, пенсионные фонды, ипотека и пр.) должна содержать:
- источник информации, который необходимо раскрыть в соответствии с ФЗ;
- данные о месте или адресе, где до заключения договора заинтересованные лица могут ознакомиться с условиями управления активами, получить всю необходимую информацию.
По закону запрещена реклама, которая связана с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья. Не допускается реклама до выдачи разрешения на строительства дома.
В общем виде требования закона к рекламе финансовых услуг носят достаточно жесткий характер. Но данные ограничения можно считать вполне оправданными целями защиты прав неопытных и доверчивых вкладчиков и инвесторов.