Сущность термина «PR» и его родина
PR (паблик рилейшнз) – это целенаправленная коммуникационная деятельность, нацеленная на оптимизацию взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Термин PR образован от английского словосочетания «public relations». В общем, он означает построение связей с общественность, выгодных для организации. Многие его родиной считают США.
Социальные коммуникации осуществлялись еще с древнейших времен, задолго до того, как Америка была открыта Х. Колумбом. Кроме того, Соединенные Штаты Америки – по меркам остального мира страна довольно молодая, ее история начинается лишь с последней четверти XVIII века. Соответственно, примеры более ранней коммуникационной деятельности, на которые так любят ссылаться американские ученые, правильнее всего относить к британскому опыту. Тем не менее, бесспорным остается тот факт, что Новый Свет уже в течении XVIII века сумел привнести много нового в область социальной коммуникации (в сравнении со Старым Светом).
Пресса как инструмент формирования общественного мнения на «родине PR» в XVII-XVII веках
На протяжении довольно длительного периода времени основным направлением американских PR выступала политическая коммуникация, что, в общем то, не удивительно. На протяжении почти что всего XVIII столетия в Новом Свете происходил процесс постройки государства, который, собственно, и завершился возникновением США, какими мы их знаем сегодня. Немалую роль в этом процессе сыграли средства коммуникационного воздействия (прежде всего – печатные издания).
Впервые печатные издания в Америка появились во второй половине XVII столетия. Их первичными формами выступали многочисленные брошюры, имеющие духовное содержание. В 1690 году была издана первая американская газета (рисунок 1).
Рисунок 1. Первая американская газета «Public Occurrences Both Foreign and Domestic». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Однако уже после первого своего выпуска данная газета была закрыта по решению бостонского губернатора. Официальными причинами тому послужили:
- отсутствие издательской лицензии;
- сомнительность и ненадежность сообщений, публикуемых в издании.
Газетное дело начало активно развиваться в первой четверти XVIII века. В это время в свет вышел целый ряд газет в Филадельфии, Бостоне и других городах США. В отличие от газеты 1690-го года, они издавались по образу и подобию английских прототипов (их основное содержание составляли перепечатки из европейской прессы) и выходили в печать с разрешения и под цензурой королевских властей. По большому счету, эти газеты стали американскими филиалами английской периодики.
Первая газета в США, на издававшаяся чиновником, вышла в свет лишь в 1721 году. Ее редактором стал Д. Франклин, позже уступивший издание своему брату – известному всем Б. Франклину. По большому счету, именно он стоял у истоков американской журналистики, а также стал инициатором создания первых американских журналов.
В целом справедливо говорить о том, что число издававшихся в США газет и журналов в 1770 г. было весьма незначительным. В то же время они были достаточно популярны среди населения. Учитывая все это, печатная пресса весьма быстро превратилась в эффективное средство настраивания общественного мнения против английской администрации.
Прочие особенности политической коммуникации в США в XVII-XVIII веках
Политическая коммуникация в США в XVII-XVIII веков приобрела особую специфику. В значительной степени она была направлена на формирование общественного мнения и его противопоставление английской власти. Прежде всего, речь шла об агитации американских колонистов, большая часть которых на протяжении всей борьбы за независимость колебалась в своих предпочтениях между законными властями Англии и восставшими против нее. С этой целью руководители борьбы за независимость прибегли к PR и предпочли воздействовать на эмоции и чувства людей в то время как англичане оперировали военной силой и юридическими нормами.
Первоначальным принципом построения взаимоотношений с населением США выступало использование методик убеждения вместо прямых приказов. Классическим примером PR-деятельности в начале борьбы за независимость считается бостонская кампания. Именно тогда был создан широко известный сегодня штаб «Сыновья свободы». Бостонские «пиарщики» умело толковали в свою пользу происходившие в стране события, одним из которых стало «Бостонское чаепитие». Часто руководители восстаний апеллировали к патриотическим чувствам колонистов. Все чаще звучали понятия «американец», «американский», впоследствии ставшие этнонимом.
Особое внимание поборники идеи независимости уделяли построения имиджа руководителей восстания. Наиболее известными из них стали:
- Б. Франклин;
- Д. Вашингтон;
- Т. Джефферсон;
- Д. Адамс;
- А. Гамильтон и др.
Об этих людях создавались целые назидательные истории, которые впоследствии легли в основу американских легенд. Кроме того, многие из них сами по себе были блестящими ораторами и публицистами.
Еще одним примером эффективной PR-деятельности США можно считать кампанию по принятию новой конституции после завоевания независимости от Англии. С этой целью PR-деятельность велась на различных уровнях, начиная от членов конгресса и заканчивая рядовыми гражданами. Основными каналами коммуникации выступали: раздаточные материалы, пресса, а также прямые контакты с общественностью, направленные на популяризацию идей конституционализма.
Так или иначе, даже несмотря на демонстративный отказ от наследия Старого Света, развитие коммуникационной деятельности в США проходило те же стадии, что и в Европе. Эксперты объясняют это тем, что даже самые рьяные поборники американской независимости все же были выходцами из Англии (или родились и выросли при английском правлении), а потому испытали на себе влияние европейских реалий. Для того, чтобы сформировались основания для того, чтобы можно было говорить непосредственно об американском пиаре, должно было пройти еще столетие.