Понятие, цель, задачи и функции PR
Существует огромное количество определений паблик рилейшнз. Как один из видов маркетинговых коммуникаций, он также направлен на информирование потенциальных и постоянных потребителей компании.
Обобщив все представленные в литературе мнения о PR, можно дать следующее формулировку этому понятию:
Public relations (PR, связи с общественностью) – это комплекс методов и инструментов коммуникации для продвижения компании, ее миссии, цели и ценностей, создания благоприятного мнения среди общественности, а также партнеров, посредников и других контактных лиц.
Цель паблик рилейшнз – это формирование позитивного образа фирмы, бренда, товара или личности.
Основной задачей связей с общественностью является поддержание взаимовыгодных отношений с потребителями, общественными организациями и представителями прессы, телевидения или радио.
Основные функции PR:
- Создание благоприятного имиджа и репутации фирмы
- Установление взаимоотношений между организацией и контактными аудиториями
- Поднятие корпоративного духа, создание чувства ответственности и заинтересованности сотрудников в успешной деятельности компании.
- Достижение взаимовыгодных связей с государственными и общественными организациями
Основные виды паблик рилейшнз
Следует различать внутренний и внешний PR:
- Внутренний или внутрикорпоративный паблик рилейшнз - формирование положительных и доверительных отношений руководства предприятия с персоналом на всех уровнях управления и достижение лояльности сотрудников. Приверженность работников - это одна из составляющих конкурентоспособности компании на рынке.
- Внешние связи с общественность – формирование благоприятного имиджа организации в глазах ее потребителей, партнеров, посредников, поставщиков и конкурентов.
По целевой направленности выделяют:
- Коммерческий PR направлен на привлечение новых и удовлетворение имеющихся потребителей компании, способствует достижению высокой прибыльности предприятия в условиях конкуренции на рынке
- Политический PR применяется в целях максимизации рейтинга политических деятелей. Используется, как правило, во время предвыборных кампаниях.
- Социальный PR продвигает услуги общественных организаций и призывает правительство, бизнес и общественность к участию в социальных мероприятиях.
Отличительные особенности связей с общественностью
Многие отождествляют паблик рилейшнз с таким понятием как паблисити. Эта заблуждение. Паблисити в отличие от PR не оплачивается компаниями. Предприятие должно добиться упоминания о ней или ее товаров в СМИ на некоммерческой основе.
Паблисити (англ. – publicity – публичность, известность) – стимулирование спроса на товар или услугу, посредством публикаций в СМИ на бесплатной основе.
Сравнивают PR и с рекламной деятельностью компании, но в отличие от паблик рилейшнз реклама преследует только коммерческие цели и направлена на увеличение сбыта продукции предприятия.
Сравнительный анализ PR, рекламы и пропаганды приведен в следующей таблице:
Основные черты паблик рилейшнз в отличие от других видов маркетинговых коммуникаций:
- Нацеленность на формирование благоприятного имиджа компании, ее высокой деловой репутации;
- Гарантирование положительного отношения к предприятию и его продукции со стороны потребителей;
- Невысокая стоимость использования методов и инструментов связи с общественностью
- Сложность в оценке количественных показателей эффективности мероприятий PR.