Основные функции и задачи PR деятельности
В основе PR-деятельности лежит гармонизация отношений между компаниями на рынке и общественностью. Паблик рилейшнз способствует формированию и укреплению взаимопонимания и сотрудничества между предприятиями и социумом.
PR выполняет три основные функции в организации:
- Формирование и поддержка благожелательных отношений с окружающей средой
- Создание и продвижение положительной репутации компании
- Повышение гибкости компании и адаптивности к изменениям во внешней среде.
Связи с общественностью решают следующие задачи в рамках деятельности предприятия:
- отбор и обучение сотрудников;
- улучшение взаимоотношений сотрудников предприятия;
- оптимизация маркетинговой деятельности;
- финансовый менеджмент;
- подготовка и проведение рекламных мероприятий;
- организация специальных PR-кампаний;
- охрана окружающей среды;
- защита прав потребителей;
- создание и укрепление позитивного имиджа компании в глазах партнеров по бизнесу и общественности.
Организация работы отдела по связям с общественностью
PR-служба или отдел осуществляет свою деятельность в рамках организационной структуры компании. Но и другие подразделения (маркетинговый отдел, отдел кадров, финансовая служба и др.) применяют в своей деятельности инструменты и приемы PR.
Крупные предприятия, как правило, создают свой собственный отдел по связям с общественностью, не выделяя отдельного специалиста в рамках деятельности маркетинговой службы.
Основные преимущества собственной PR-службы:
- доступ к полной, актуальной и достоверной информации;
- возможность самостоятельно решать отдельные проблемы, связанные с развитием отношений с общественностью;
- возможность сотрудничества с другими отделами компании и обмен необходимой информацией;
- достаточные знания о деятельности предприятия;
- низкая стоимость услуг (заработная плата сотрудников отдела;
- большее доверие представителей СМИ и контактной аудитории к таким специалистам.
Но средние и малые предприятия не имеют достаточных средств на создание и содержание отдела по связам с общественностью. Как правило, мероприятия по паблик рилейшнз бывают краткосрочные, поэтому компании обращаются в специализированные агентства.
Преимущества привлечения внешних специалистов по PR-деятельности:
- экономия средств в случае эпизодического или сезонного проведения PR-мероприятий;
- высокая компетентность специалистов;
- возможность получить независимые и объективные оценки.
В отдельных случаях компании создают отдельную службу по связям с общественностью, но по определенным вопросам обращаются в специализированные агентства. Это зависит от целей и поставленной проблемы в области паблик рилейшнз, финансовых и иных возможностей предприятия.
Деятельность специалистов по связям с общественностью заключатся в одновременном взаимодействии, как с внутренней, так и внешней общественностью, налаживании благоприятных отношений внутри организации и с внешними компаниями. Поэтому сотрудники PR-службы должны гибко реагировать на изменения, адаптироваться ко всему новому и быть профессионалами своего дела.
При отборе специалистов в PR-отдел предпочтение отдают кандидатам, которые обладают широким кругозором и являются компетентными в области психологии, истории, этики, культуры и маркетинга.
Умения и навыки специалиста по связам с общественностью:
- Знать особенности отношений внутри компании и вне ее
- Знать особенности работы с СМИ
- Знать специфику деятельности своей компании
- Уметь управлять людьми и влиять на их мнения
- Уметь стратегически и нестандартно мыслить
- Уметь выступать перед аудиторией