Реклама
Реклама – это одно из направлений сбытовой политики организации, которое призвано известить как можно большее число покупателей об особенностях и свойствах реализуемого блага.
Сущность рекламы заключается в оповещении или напоминании о благе, которое только выходит в продажу или уже давно реализуется на рынке. Функционально реклама задействована в политике сбыта с целью повышения дохода. Если рекламная кампания правильно организована, то у фирмы получается долгое время поддерживать интерес покупателей к рекламируемому продукту, а также удерживать высокий уровень его продаж.
Реклама представляет собой информацию, которая адресована широкому кругу лиц. Считается, что первые формы рекламы появились тогда, когда люди стали торговать. Чтобы привлекать потенциальных покупателей использовались различные методы. Папирусы Древнего Египта подтверждают эту гипотезу. На одном из них было найдено объявление о продаже раба. Новым витком в рекламном деле стало развитие книгопечатания, затем фотографирования. Реклама обрела мировые масштабы с появлением и распространением телевидения, радио и Интернета.
Реклама выполняет следующие функции:
- Информирование о новых товарах.
- Создание имиджа бренда.
- Убеждение людей.
- Стимулирование к действию.
- Напоминание о существующих товарах.
- Подкрепление положительного опыта взаимодействия.
Сегодня реклама выполняет экономическую, социальную, политическую, идеологическую, психологическую, коммуникативную, образовательную и эстетическую роль. В зависимости от целей она может быть коммерческой, социальной, политической. Помимо того, существуют специфические формы рекламы, среди которых контр-реклама и антиреклама. Контрреклама необходима для опровержения недостоверных утверждений о товаре, а антиреклама обычно связана с дискредитацией товаров и услуг конкурентов.
Экономическое значение рекламы
Несмотря на то, что реклама несет множество общественных функций, ее основная задача заключается в информировании о товаре или услуге с целью оповещения потенциальных покупателей. Предприятие заинтересовано в получении выручки от своей деятельности, поэтому ему необходимо как можно скорее продать весь созданный товар. Чтобы не только постоянные, но и потенциальные покупатели купили блага, необходимо провести рекламную кампанию. В рамках экономической функции реклама способствует:
- Росту потребления.
- Поддержке внимания и интереса к рекламируемому продукту.
В макроэкономическом смысле она способствует рациональному использованию средств, а также их распределению в системе хозяйствования. Она во многом определяет движение инвестиций. Экономическая функция неразрывно связана с социальной. Здесь реклама способствует формированию и внедрению идейных ценностей. Она оказывает определенное воздействие на общественные отношения. Так же реклама стимулирует потребительский интерес, что заставляет людей искать пути повышения доходов. Кроме того, растет культура потребления, так как покупатель всегда стремится получить максимум пользы от своего приобретения.
Влияние рекламы на доходы предприятия проявляется в определенных направлениях. Например, увеличение охвата аудитории осуществляется за счет телекоммуникационных сетей. С ее помощью можно вывести новый товар на рынок и заявить о нем. Реклама позволяет выводить благо сразу на множество рынков. Реклама напоминает и подкрепляет положительный клиентский опыт, то есть своевременное упоминание способствует поддержанию определенного уровня продаж. Реклама может убеждать, за счет чего фирма поднимает свои доходы.
Общеэкономическое значение рекламы и её особенности в России
Реклама является инструментом рынка. В ее основе лежат информация и убеждение. Она выполняет функцию по развитию массового потребления. То есть, ее роль связана с:
- Ростом общественного производства.
- Увеличением капиталовложений.
- Ростом занятости.
- Расширением рынков сбыта.
- Ускорением оборачиваемости средств.
В России реклама регулируется Законом «О рекламе», который координирует ее производство, размещение и распространение. Если экономическая сущность рекламы проявляется в совокупных показателях сбыта, то социальное направление рекламы позволяет оповещать об основных проблемах общества. Например, социальные ролики об определенном образе жизни, конституционных правах и свободах человека необходимы не только для улучшения качества существования граждан, но и для повышения экономических показателей. Подобные ролики являются своего рода профилактикой заболеваний, маргинального образа жизни, что сказывается на стремлениях общества, понимании основных угроз. Рост осознанности населения оказывает положительное влияние на экономику, ее производительность, а также на такие параметры как занятость, инвестирование и другое.
Сегодня реклама является отдельным видом экономической деятельности. Она способствует росту деловой активности, а значит, увеличению объема капиталовложений. При этом реклама обостряет отношения на рынке, а мошенничество и антиреклама могут нанести урон бизнесу, поэтому необходимо вмешательство государства. Рекламное право регулируется и дорабатывается. Оно обеспечивает справедливую конкурентную борьбу, а также способствует соблюдению прав и свобод всех участников рыночных отношений. Рекламные бюджеты растут, особенно у крупных компаний, поэтому регулирование данной сферы является одним из приоритетных в государственной политике. В российской экономике соотношение вложений в рекламу и темпы роста производительности ничем не уступают аналогичным показателям на западе. Однако, если рассматривать долю расходов на рекламу в структуре российского ВВП, то она остается достаточно небольшой.
Реклама в России способствует решению ряда социально-экономических проблем. Ее регулирование позволяет поддерживать справедливую конкуренцию, тем самым стимулируя переход к рыночной структуре хозяйствования.