PR, как профессиональный вид деятельности, взаимодействует с другими сферами. Использование методологии из смежных областей позволяет эффективно решить все стоящие перед специалистами PR служб целей и задач. PR может частично выполнять функции рекламы и наоборот. PR тесно связан с маркетингом и использует его инструментарий в своей деятельности.
В PR деятельности применяют различные методы и приемы. Рассмотрим их ниже.
Использование методов воздействия из СМИ
PR, как и другие средства коммуникации, воздействует на психику человека информацией. Влияние информации очень велико. С помощью определенных техник, приемов и технологий происходит передача сведений конечному пользователю. СМИ: телевидение, радио и пресса являются основными инструментами распространения любой информации.
Деятельность по связям с общественностью использует следующие методы из массмедиа:
- «Утвердительные высказывания» - описание фактов, которые не требуют никаких доказательств.
- «Применение слоганов» - широко используется в PR, позволяет создать положительный имидж продукта и компании в глазах потребителей.
- «Сосредоточение на нескольких особенностях» - концентрация на некоторых чертах имиджа товара, например, образ продукта, создающего отличное настроение, способствующего улучшению здоровья, имеющего высокую надежность и безопасность и т.д.
- «Использование групп влияния» - использование в PR материалах упоминание об авторитетных и влиятельных личностях или групп целевой аудитории.
- «Создание контраста» - демонстрация товара с эмоциональным акцентом как что-то радикально отличающееся от других, обладающее исключительными свойствами и приносящее пользу потребителям.
- «Сравнение». Наглядная демонстрация преимуществ товара по сравнению с другими.
- «Продвижение» благоприятного образа одного товара на базе образа другого. Это позволяет повысить узнаваемость товара и психологически упрощает восприятие его потребителем.
Социологические методы PR деятельности
Компании используют методы из социологии в различных функциональных областях своей деятельности, в том числе и в PR.
Связи с общественностью применяют:
- Кабинетные исследования. Они являются самыми простыми и менее затратными, направлены на сбор и анализ вторичной информации по интересующим вопросам.
- Полевые исследования подразумевают непосредственный контакт с целевой аудиторией с целью изучения их мнений и запросов, отношения к определенным проблемам.
- Основным методом проведения является опрос. Различают следующие виды опросов:
- Анкетные опросы. Респондент самостоятельно заполняет бланк с вопросами.
- Экспертные интервью. Оно направлено на выяснение более конкретной специализированной информации.
- Глубинное интервью – это непосредственный опрос респондента с использованием дополнительных уточняющих вопросов.
- Фокус-группа – групповая беседа, направленная на выяснение мнений и отношений потребителей к определенному вопросу. Проводится в форме дискуссии.
Методы из психологии
Психология и маркетинг – это две взаимодополняющие друг друга сферы деятельности, различные психологические приемы позволяют эффективно осуществлять рекламную деятельность, сегментирование и проводить различные PR мероприятия.
В PR деятельности применяют следующие методы психологии:
- Метод манипулирования. Он заключается в социально-психологическом воздействии на человека с целью изменения его поведения, даже если он этого не хочет.
- Метод пропаганды. Это воздействие на человека через средства массовой коммуникации. Она основана на влиянии на сознание потребителя, используя механизмы сравнения и оценки.