Понятие, цели и задачи связей с общественностью
Существует огромное количество определений связей с общественностью, но четкой установившейся формулировки еще не существует. Это из видов маркетинговых коммуникаций, который направлен на информирование потенциальных и постоянных потребителей компании.
Связи с общественностью (или паблик рилейшнз, Public Relations, PR) - это функция управления, которая устанавливает и поддерживает процесс коммуникаций между компанией и ее общественностью.
PR является одним из эффективных методов привлечения внимания общества к деятельности организации, ее продукции и торговой марке. Грамотно проведенная кампания по связям с общественностью позволяет сформировать некий “эффект присутствия” для компании с незначительными вложениями.
Экономическая причина появления PR – это большое желание и возможности компаний формировать свое положение и деловую репутацию на рынке, участниками которого являются потребители, инвесторы, акционеры, партнеры, поставщики, государственные структуры и средства массовой информации. Создание гармоничных отношений между субъектами рыночных отношений приводит к увеличению благосостояния не только отдельных компаний или лиц, но и страны в целом.
В политическом плане связи с общественностью помогают в борьбе партий и движений и формировании общественного мнения относительно политики и ее деятелей.
Социальной причиной возникновения паблик рилейшнз является потребность отдельных людей или групп обмениваться информацией для повышения взаимопонимания.
Фундаментальной целью паблик рилейшнз выступает изменение общественного мнения и поведения, а также создание положительного имиджа компании в глазах общественности.
Различают и другие основные цели связей с общественностью:
- формирование и поддержание успешного положения компании на рынке;
- позиционирование объекта коммуникации;
- повышение репутации в случае ее ухудшения;
- исследование влияния факторов внешней среды на деятельность предприятия.
Главной задачей PR является создание образа компании с помощью налаживания коммуникаций с внутренней и общественно-социальной средой.
Функций паблик рилейшнз выделяют большое количество, но существуют три основные:
Рисунок 1. Функции связей с общественностью. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Средства и инструменты PR
В деятельности по связям с общественностью применяются различные средства (носители информации) и инструменты или технологии.
Рисунок 2. Классификация средств и инструментов связей с общественностью. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждый инструмент паблик рилейшнз выполняет основную задачу – это создания доверия к источнику информации у общественности, что повышает эффективность всех других видов маркетинговых коммуникаций в совокупности.
Среди всех инструментов PR одним из ключевых является фирменный или корпоративный стиль. Который обеспечивает единство образа предприятия, его продукции и брендов в глазах общественности.
Целью фирменного стиля является формирование отличительных свойств объекта, например, по логотипу компании:
- шрифт,
- цвета,
- иллюстрации и др.
Корпоративный стиль организации – это то, что отличает ее имидж от имиджа конкурентов, благоприятно влияет на восприятие и закрепление в сознании образа предприятия среди персонала, партнеров и общества. Это использование единых принципов оформления, цветовых решений для логотипа компании, всех видов рекламы товаров, документации, фирменной одежды персонала, элементов офисных и иных помещений, сувенирной продукции. Фирменный стиль выступает в качестве идентификатора предприятия, который создает положительное отношение к самой компании, ее продукции или услугам.
Еще одним эффективным инструментом связей с общественностью выделяют лоббирование. Это деятельность организации по оказанию влияния на государственные органы власти и решения правительства в коммерческой сфере.
Лоббирование является одной из самых старых сфер деятельности PR. Оно используется для решения проблем расхождения мнений различных групп по вопросам жизни общества. Эти вопросы обычно публично обсуждаются представителями общественности, законодательными структурами и лоббистами. Результатом дискуссии должно стать признание в нормативных актах интересов общественных групп и предприятий, получение льгот и дотаций от государства.
Применение вышеперечисленных средств и инструментов PR способствует достижению поставленных целей, а именно укрепление доверия к предприятию и ее товарам, стимулирование сбыта и снижение расходов на рекламу.
Сравнительная характеристика рекламы и связей с общественностью
Отличия понятий связей с общественностью и рекламы заключаются в их основных целях.
Реклама направлена на формирование осведомленности потенциальных потребителей о компании и ее продукции, а также закреплении образа фирмы или бренда.
Целью PR является достижение гармонии в отношениях между предприятием и его общественности, создании общественной репутации.
Кроме этого не все организации применяют рекламу в своей деятельности. Это в основном коммерческие структуры. Государственные структуры, общественные организации используют в основном средства паблик рилейшнз, чтобы заявить о себе, своих проблемах и привлечь внимание к своей деятельности.
В отличие от PR реклама ориентирована на конкретный результат – привлечение потребителей и увеличение сбыта продукции. Связи с общественностью же создают условия для получения главного результата – формирование взаимовыгодных отношений с общественностью.
Реклама – это платный вид продвижения продукции и компании, а PR мероприятия организуются, как правило, за счет спонсоров, а информация в СМИ размещается для читателей, зрителей или слушателей за счет ее актуальности на данный момент.
Объединяет рекламу и связи с общественностью использование одних и тех же методик и этапов процесса создания коммуникационных кампаний, одинаковых инструментов передачи информации – средства массовой информации.
Таким образом, отметим отличительные особенности рекламы и паблик рилейшнз.
Рисунок 3. Сравнительная характеристика рекламы и PR. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ