Типовая структура состава рекламного агентства
Рекламное агентство (РА) – это специализированная самостоятельная компания, оказывающая сторонним фирмам услуги по разработке, подготовке, производству и распространению рекламы.
Структурный состав рекламного агентства – это организационная структура управления РА, отражающая совокупность отделов и подотделов компании.
В системе маркетинга рекламные агентства поддаются множественной классификации по различным основаниям. Каждое из них, выступая в роли самостоятельной организационной единицы, имеет свою структуру и состав. Определяются они совокупностью подразделений, обеспечивающих выполнение базовых функций рекламного агентства, и их соподчиненностью.
Напомним, что основными функциями рекламных агентств считаются:
- исследование и анализ рынка, потребителей и конкурентов;
- разработка творческих рекламных идей;
- планирование рекламных кампаний, осуществляемое на стратегическом и тактическом уровнях;
- производство рекламных продуктов;
- размещение рекламных сообщений;
- управление рекламными кампаниями и контроль их реализации и пр.
Так или иначе, сущностным предназначением любого рекламного агентства выступает реализация рекламных функций по заказу клиента, в роли которого выступает рекламодатель. Рекламодатели испытывают потребность в рекламе своей фирмы и/или продукции, для удовлетворения которой и обращаются к рекламным агентствам. Рекламные агентства, в свою очередь, оказывают рекламодателям услуги по проектированию, изготовлению и распространению рекламы, за что и получают оплату. Основными получателями рекламных сообщений выступает целевая рекламная аудитория, состоящая из числа потенциальных потребителей рекламируемой продукции.
Для обеспечения возможности реализации описанных выше функций, рекламные агентства нанимают грамотных специалистов, из числа которых формируются соответствующие отделы и подотделы. На сегодняшний день единой общепринятой структуры рекламного агентства не существует. Почти во всех случаях она носит индивидуализированный характер, определяется видовой принадлежностью рекламного агентства, целями и задачами, перед ним стоящими.
Если речь идет о малом специализированном рекламном агентстве, то оно может состоять из 1-2 отделов. Однако, чем крупнее рекламное агентство и чем шире перечень оказываемых им клиентам услуг, тем разнообразнее его структурный состав. Рассмотрим типовой структурный состав рекламного агентства полного цикла, оказывающего широкий перечень услуг, начиная от проектирования творческой рекламной идеи и заканчивая организацией контроля за проведением рекламной кампании.
Считается, что типичное рекламное агентство полного цикла должно включать в себя как минимум четыре основных отдела и хотя бы один вспомогательный отдел. Основные подразделения рекламного агентства полного цикла в общем виде представлены на рисунке 1. К ним также добавлено основное вспомогательное подразделение – финансово-экономическая служба.
Рисунок 1. Типичная форма структурного состава рекламного агентства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, к основным подразделениям, входящим в состав рекламного агентства, относятся: творческий отдел, клиентский отдел (отдел исполнения заказов), производственное подразделения и отдел маркетинга.
Функции отделов и служб, входящих в состав рекламного агентства
Каждое из подразделений, входящих в состав рекламного агентства выполняет свою функцию, а все вместе они обеспечивают производство рекламного продукта и оказание рекламных услуг. Основные подразделения РА занимаются непосредственно созданием, производством и распространением рекламы. Вспомогательные службы обеспечивают организацию рабочего процесса функционирования рекламного агентства.
Основной задачей творческого отдела выступает создание и разработка креативной рекламной идеи, которая впоследствии будет заложена в основу рекламного продукта. Его сотрудники занимаются разработкой рекламного лозунга, придумыванием текста рекламного сообщения, проектированием его дизайна и т.п. Таким образом, их силами обеспечивается генерация рекламных идей, и определяются средства их реализации.
После того, как рекламная идея создана, а образ рекламного сообщения предопределен, в работу вступает производственный отдел, который занимается непосредственно изготовлением рекламного продукта по эскизу, предоставленному творческим отделом. В частности, речь идет об изготовлении рекламных носителей, печати рекламных иллюстраций и текстов, съемке и монтаже рекламных видеороликов и т.п. Часть производственных функций может быть передана рекламным агентством на аутсорсинг сторонним специализированным организациям.
Важную роль в работе рекламного агентства играет отдел по работе с клиентами. Иначе ее также называют клиентской службой или отделом исполнения заказов. Сущностным предназначением данного подразделения выступает налаживание и поддерживание коммуникаций с клиентами (рекламодателями). Специалисты данного отдела уточняют потребности клиентов, заключают от имени РА договорные отношения с ними, а также следят за исполнением условий заказа.
Не менее важен в структурном составе маркетингового агентства отдел маркетинга. Данное подразделение специализируется на проведении всех необходимых маркетинговых исследований (изучении рынка, конкурентов и потребителей), медиа планировании, распространении рекламной продукции и организации связей с общественностью.
Четыре выше описанных отдела считаются основными для рекламного агентства, однако обеспечить процесс функционирования последнего без участия вспомогательных служб было бы невозможно. Одной из основных вспомогательных служб считается финансово-хозяйственный отдел. Он обеспечивает финансовое планирование, следит за поступлением платежей от заказчиков и оплатой счетов самого рекламного агентства, ведет кадровое делопроизводство, выполняет административно-хозяйственные функции.
К вспомогательным службам рекламного агентства могут быть отнесены:
- бухгалтерия;
- отдел кадров;
- административно-хозяйственное подразделение;
- IT-служба;
- курьерская служба и пр.
На практике их работа не менее важна, чем функционирование основных отделов рекламного агентства. Лишь органично сосуществуя и взаимодействуя друг с другом, они обеспечивают удовлетворение потребностей рекламодателей.