Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История рекламы лекарственных средств в России

Особенности развития рекламы лекарств в мире

Замечание 1

Основная цель рекламы лекарственных средств такая же, как и любых других товаров – побуждение потребителя к совершению покупки. Но фармацевтическая реклама обладает определенными особенностями, которые связаны с медициной и здоровьем. А самое главная черта – это ориентация на общественную и личную безопасность в противовес коммерческой составляющей рекламы.

Особенности развития маркетинга в фармацевтической сфере раньше способствовали появлению большого числа лекарств, которые сами люди придумывали. Никого контроля и регулирования деятельности таких «провизоров» и «фармацевтов» не осуществлялось. Вплоть до начала ХХ века любой человек мог придумать новый препарат, получить патент и тут же приступить к его реализации.

До 1906 года можно было спокойно публиковать рекламные сообщения о чудесном свойстве лекарств, а именно исцеления от всех болезней. Отсутствие малейшего контроля приводило к тому, что рынок был переполнен неэффективными и откровенно опасными для здоровья препаратами. В состав таких лжемедикаментов входили ртуть, формальдегид, алкоголь или морфий.

На ситуацию на фармацевтическом рынке пытались влиять активисты, чтобы обратить внимание властей. В 1905 году американский журналист Сэмюэль Хопкинс Адамс написал серию статей, в которых описал проблемы отрасли, как обманывают людей, наносят вред им здоровью.

В 1906 году Конгрессом был принят закон «О чистоте пищевых продуктов и медикаментов». Именно этот документ и давал запрет на производство, продажу и транспортировку лекартсвенных препаратов, несущих опасность для покупателей. Кроме этого производители обязаны были сообщать своим потребителям о составе медикамента, особенно таких ингредиентов, как алкоголь, морфий, кокаин, марихуана.

Далее вносились различные поправки в закон и появлялись новые правовые документы, не позволяющие участникам фармацевтического рынка вести незаконную деятельность и обманывать людей.

«История рекламы лекарственных средств в России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Все рекламные материалы фармацевтических компаний должны были соответствовать следующим требованиям:

  • быть достоверными;
  • описывать преимущества и побочные эффекты лекарственного средства;
  • включать информацию, которая будет полезна покупателям;
  • содержать список последствий приема и других рисков.

При размещении рекламы в печатных СМИ соблюдать эти требования было несложно. Побочные эффекты и риски можно было напечатать мелким шрифтом внизу объявленные. Проблемы были с рекламой на телевидении и радио. Оплачивать дополнительное эфирное время никто не хотел. Поэтому нашли выход в напоминании для потребителя о необходимой консультации со специалистом.

Сегодня преобладает интернет реклама и продажи онлайн. Но традиционные каналы распространения информации о лекарственных препаратах тоже имеет место.

Этапы становления российской рекламы лекарственных препаратов

Реклама лекарственных средств в России появилась одновременно с развитие фармации. Условно историю становления фармацевтической отрасли и рекламы можно разделить на несколько этапов:

  • «допетровский» период
  • «Петровский» период;
  • «послепетровский» период (с 1783 г.);
  • «советский период»
  • период формирования Новой фармацевтической этики.

Первая стадия развития фармацевтики характеризуется открытием первой аптеки в Кремле напротив Чудова монастыря в 1581 году. Эта аптека обслуживала только царскую семью и находилась в специальном помещении. Отпуск лекарств из аптеки был регламентирован и подвергался строжайшему контролю. Была заведена специальная книга, в которой записывались рецепты лекарств, имена тех, кто их готовил и доставлял во дворец. Царь принимал лекарство только после того, как его пробовали врач и аптекарь.

В период правления Петра I (1689-1725 гг.) стали уже появляться частные аптеки. Изучив опыт западных стран, российские аптеки стали работать по европейским нормам.

В 1783 году в «послепетровский» период аптекарям запретили самостоятельно вносить изменения в рецепты. Сенат взял на контроль торговлю готовыми лекарственными препаратами, который давал разрешение на продажу медикаментов после проверки.

В 1836 году в России был создан Медицинский совет, который стал надзорным органом, осуществляющим контроль за рекламой. Но в его обязанности не входил контроль рекламы лекарственных препаратов, которая размещалась в непрофильных печатных изданиях или на уличных тумбах.

В 1892 году Медицинским советом было издано постановление «О недопущении помещать какие-либо рекламные объявления в газетах о средствах, не бывших в рассмотрении Медицинского совета и не разрешенных к привозу из-за границы, равно всяких восхвалений (рекламы) способов лечения». Российское государство старалось пресекать популяризацию непроверенных лекарственных препаратов и услуг всяческих мошенников и шарлатанов.

Реклама медицинских препаратов и информация о них в непрофильных периодических изданиях была запрещена. Тяжело было контролировать огромное количество журналов и газет, где могла быть опубликована реклама фармацевтических товаров. Кроме этого были разработаны «Правила о цензуре объявлений и рекламе местными врачебными управлениями» в 1908 году.

В советское время основой формирования этики фармацевта считался Кодекс строителя коммунизма. Согласно ему любой аптекарь должен четко выполнять свои обязанности, бороться с предрассудками, знахарством и шарлатанством и активно участвовать в общественно-политической жизни.

Замечание 2

Период формирования Новой фармацевтической этики начался после перестройки. Это был переходный этап в развитии фармацевтики, когда происходила реорганизация законодательной базы.

Современное развитие рекламы лекарств в России

До принятия закона о рекламе в России действовал Указ Президента Российской Федерации от 17 февраля 2005 г. Согласно этому документу запрещалась реклама методов профилактики, диагностики, лечения, медицинских технологий и лекарственных препаратов которые не прошли испытаний и не были утверждены в установленном порядке. Но это не помогало в борьбе с недоброкачественной рекламой и негативно сказывалось на потребителях.

Закон о рекламе исправил ситуацию. Помимо его деятельность в области рекламирования лекарственных препаратов регулируется Федеральным законом «О лекарственных средствах» и другими правовыми документами, регулирующих отношения в сфере здравоохранения.

Реклама лекарственных средств должна предоставлять следующие сведения своим потребителям:

  • название медицинского препарата;
  • название предприятия-производителя и его юридический адрес;
  • сведения об активных компонентах, входящих в состав;
  • показания к применению;
  • противопоказания к применению;
  • побочные эффекты;
  • специальные предупреждения и/или предостережения.
Замечание 3

Несмотря на популярность телевизионной рекламы, интернет-реклама лекарств и их продажа в онлайн аптеках набирает обороты. Но Минздрав РФ активно призывает к полному запрещению рекламы фармацевтических препаратов. Проблема качество стоит особенно остро. На каждом углу, по радио и телевидению можно увидеть рекламу универсальных средств от всех болезней, препаратов для похудения и др. Хотя российское законодательство в достаточной мере защищает потребителя от недобросовестной рекламы, на практике эти законы действуют, к сожалению, не всегда.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 28.01.2018
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot