Место педагогики и психологии в системе наук
Педагогическая психология – это наука, которая разрабатывает психологические основы обучения и занимается изучением психических явлений, возникающих в условиях осуществления целенаправленного педагогического процесса.
Психология и педагогика относятся к аксиологическим наукам. Само название аксеологические переводится с греческого как ценностные. Основная часть аксиологических наук занимается изучением общества, т.е. социума, поэтому получила название социальные науки.
Что касается педагогики и психологии, то в них преобладающей является личностная ориентация – в этом плане они будут отличаться от других аксиологических наук.
Любая отрасль науки включает в себя ещё целую группу наук, так, например, различают 10 групп психологических наук:
- общую психологию, психологию личности, историю психологии;
- психофизиологию;
- психологию труда, эргономику, инженерную психологию;
- медицинскую психологию;
- социальную психологию;
- юридическую психологию;
- педагогическую психологию;
- коррекционную психологию;
- политическую психологию;
- психологию развития, акмеологию.
Надо сказать, что для российской номенклатуры характерно обилие «двойных» наук, например, педагогическая и медицинская психология. Как наука, психология на самом деле состоит из целого ряда групп психологических наук. Все группы психологических наук представляют собой единство проблемного и интерпретационного ряда теорий.
В соответствии с российской номенклатурой педагогика включает 6 групп наук:
- общую педагогику, историю педагогики и образования;
- теорию и методику обучения и воспитания;
- коррекционную педагогику;
- теорию и методику физического воспитания;
- теорию, методику и организацию социально-культурной деятельности;
- теорию и методику профессионального образования.
Существующие характеристики научного знания определений отдельных наук, групп наук, отраслей наук, систем наук, к сожалению, не дают. Внести в классификацию какую-то определенную ясность позволяет теория концептуальных переходов. Теория – это комплекс концептов, объединенных трансдукцией.
Отдельная наука – это единство соответствующего проблемного и интерпретационного ряда теорий.
Отрасль наук – это комплексы знания, связанные концептуально-символической связью друг с другом.
Группа наук – это совокупность отдельных наук. Эти отдельны науки могут включаться и друг в друга, и в отдельную науку данной отрасли.
Если говорить о системе наук, то это будет целостное образование, где компонентами выступают концепты, теории, отдельные науки, группы наук, отрасли наук.
При использовании выражения «современная наука» имеют в виду «современную систему наук».
Таким образом, психология и педагогика, характеризующиеся личностной ориентацией – это две своеобразные отрасли аксиологических наук. Как отрасли науки они состоят из концепций, теорий, отдельных наук и групп наук, а с другими научными отраслями они связаны концептуально-символическими связями.
Система связей психологии и педагогики с другими науками
Психология и педагогика, непосредственно обращенные к человеку, относятся к гуманитарной области знания. С другой стороны, они являются и частью обществознания, потому что занимаются изучением человека в обществе и в группах людей в процессе обучения, воспитания, развития. Эти процессы являются специфическими процессами социализации личности и предметом социологии.
К обеим наукам – и к психологии, и к педагогике, самое непосредственное отношение имеет философия, поэтому во второй половине XX некоторые отрасли философии и социологии, имеющие связь с психологией и педагогикой, получили активное развитие.
К ним можно отнести философию психологии, философию образования, социальную психологию, социологию образования.
Психология и педагогика имеют существенную связь с этикой, выстраивая направления и методы воспитания.
Возможность принимать во внимание, а также учитывать закономерности развития производственных отношений психологии и педагогике дают экономические науки.
Развитие психической сферы человека, его обучение и воспитание происходит в условиях экономических процессов, что дает возможность педагогике и психологии точнее диагностировать у человека уровень развития тех качеств, которые необходимы для эффективного выполнения профессиональных обязанностей.
Что касается медицинских наук, то они дают огромный материал для исследователей научных проблем психологии и педагогики. Предоставляемый медицинскими науками материал дает возможность понять причины тех патологий, которые происходят в психологическом развитии человека.
Национальные психологические особенности правильно выявить позволяет этнология, а история позволяет глубже понять эволюционный характер человека и тенденции развития его личностной сферы и общества в целом.
Структуру педагогических и психологических исследований, способы мышления, порядок изложения материала определяет логика. Безусловно, данные задачи являются задачами и психологии, и педагогики, но только в пределах этих наук.
Связь с математикой и кибернетикой неоспорима и на современном уровне важна для решения психолого-педагогических проблем, например, при моделировании и алгоритмизации.
Таким образом, напрашивается вывод, что из других наук педагогика и психология берут для себя хорошо изученные и осмысленные представления о генезисе, особенностях психических и педагогических явлений.
Исследователи психолого-педагогических проблем могут конкретнее осуществлять научный поиск и убедительнее обосновывать полученные результаты, формулировать практические рекомендации.
Есть и обратная связь – педагогика и психология, изучая специфику психических процессов, закономерности воспитания, обучения и развития человека, дают другим наукам возможность правильнее интерпретировать законы отражения объективной реальности.
В настоящее время точки соприкосновения с психологией и педагогикой находят и другие науки, далекие от них, в результате появляются новые перспективные направления, например, компьютерная диагностика психической сферы человека.
Педагогическая психология
Педагогическая психология занимается изучением фактов, механизмов, закономерностей освоения человеком социокультурного опыта.
Она занимается изучением закономерностей личностного и интеллектуального развития ребенка, который выступает как субъект педагогической деятельности.
Если говорить в общем, то педагогическая психология изучает психологические аспекты управления образовательным процессом.
Для педагогической психологии характерны проблемы:
- соотнесение обучения и развития;
- соотнесение обучения и воспитания;
- сенситивные периоды развития в процессе обучения;
- работа с одаренными детьми;
- проблема готовности ребенка к обучению в школе.
Отсюда следует, что педагогическая психология должна решить свою основную задачу – выявить, изучить, описать психологические особенности и закономерности, которые управляют интеллектуальным и личностным развитием ребенка.
Структура данного научного направления будет состоять из психологии обучения, психологии воспитания, психологии самого педагога.
Опорой педагогики и психологии является знание о психике человека и особенностях его психического развития.
Поскольку психологические знания широко применяются в целях педагогики, то связь между этими науками естественна.
Новой производной от этих наук является педагогика индивидуальности. Задача новой науки состоит в раскрытии способов применения психологических знаний человеком к своему психическому здоровью и профессиональной деятельности.
Психологические методы воздействия на человека решают базовые педагогические задачи, которые по мнению многих ученых являются перспективными.
Чему обучать современных школьников, какая информация должна быть отобрана для учебников, как эффективно выстраивать педагогическую деятельность – это те проблемы, которые должны быть решены с учетом психологических знаний.
Таким образом, педагогика, изучающая человека, находится на стыке с психологией и активно взаимодействует с другими науками.