Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Взаимосвязь эмоционального выгорания и конфликтности офисных работников

Все предметы / Психология / Взаимосвязь эмоционального выгорания и конфликтности офисных работников

Особенности возникновения и развития эмоционального выгорания у офисных работников

Определение 1

Эмоциональное выгорание – это особое психическое состояние, характеризующееся тем, что человек начинает негативно и цинично относиться к собственной работе, получать меньше удовлетворения от выполнения своих должностных обязанностей и ощущать свою несостоятельность как профессионала.

Эмоциональное выгорание сродни депрессивному состоянию, которое затрагивает только одну сферу деятельности человека, а именно его работы. Вследствие негативных эмоций, накопившейся усталости и отсутствия удовольствия от выполняемых обязанностей, снижается производительность труда офисных работников. В дальнейшем это выражается в том, что они начинают более «прохладно» относиться к своей работе, халатно выполняют свои функции и обязанности, не выполняют план работы, конфликтуют с клиентами и коллегами.

Помимо того, что эмоциональное выгорание негативно сказывается на профессиональной деятельности офисного сотрудника, оно отрицательно влияет и на состояние его здоровья. Так, в настоящее время учеными доказано, что эмоциональное выгорание значительно повышает риск развития коронарной недостаточности.

Эмоциональное выгорание у офисных работников обусловлено тем, что им приходится ежедневно взаимодействовать с большим количеством людей, имеющих разные темпераменты, настроение и характер. Взаимодействуя с людьми, приходится не только «подстраиваться» под их настроение и характер, но эмоционально сопереживать их проблемам.

Замечание 1

Современная психология рассматривает эмоциональное выгорание как болезнь. Болезнью оно было признано в мае 2019 года в Женеве и внесено в каталог МКБ-11, под кодом QD85.

Психологи выделяют три типа профессионального выгорания у офисных работников:

  • Административный восторг – в основном характерен для руководящих сотрудников, характеризуется тем, что человек буквально упивается собственной властью, злоупотребляет ею и своими служебными полномочиями.
  • Управленческая эрозия – также свойственна руководящим кадрам, вне зависимости от уровня, характеризуется тем, что власть над сотрудниками приносит большее моральное удовлетворение, чем выполнение своих профессиональных обязанностей (работа).
  • Профессиональное выгорание – характерно для рядовых офисных работников, возникает вследствие накопления у них негативных эмоций, приводящих к снижению производительности труда.

Готовые работы на аналогичную тему

Вне зависимости от типа эмоционального выгорания, общими являются следующие признаки:

  • эмоциональное истощение;
  • наличие отрицательных эмоций по отношению своих должностных обязанностей;
  • проявление негативных эмоций в отношении клиентов и коллег
  • повышение конфликтности с клиентами, коллегами и руководством;
  • снижение производительности труда.

Основные причины возникновения эмоционального выгорания у офисных работников:

  • переработки (сверхурочная работа, отсутствие выходных дней, не предоставление дополнительных выходных дней и т.д.);
  • амбиции (отсутствие карьерного роста и перспектив);
  • давление со стороны руководства (некомпетентность руководителя, малый опыт в руководящей должности и т.д.);
  • неблагоприятные и некомфортные условия труда.

Конфликтность офисных сотрудников вследствие эмоционального выгорания

Определение 2

Конфликтность – это совокупность эмоциональных свойств личности, которая включает в себя такие качества как обидчивость, вспыльчивость и мстительность.

Определение 3

Конфликт – это столкновение противоположных мнений, позиций и идей, которое люди пытаются разрешить не посредством аргументированных убеждений и адекватных действий, а посредством бурного проявления собственных эмоций, зачастую негативных.

Непосредственно у офисных работников, одной из причин частого возникновения конфликтных ситуаций является синдром эмоционального выгорания. Конфликты возникают как между сотрудниками, так и между сотрудником и руководством, сотрудником и клиентом. Возникновение и последующее затяжное течение конфликта происходит даже в тех ситуациях, в которых их можно было избежать или предотвратить.

Особенно остро конфликты возникают и протекают в тех офисах, где основанную часть сотрудников составляют женщины. Это связано с тем, что женщины намного чаще, чем мужчины в конфликтных ситуациях переходят на личности, они более эмоциональны, вспыльчивы и реже идут на компромиссы.

Алгоритм деятельности руководителя по минимизации и прекращению конфликтов среди офисных сотрудников выглядит следующим образом.

Первый этап – прояснение конфликтной ситуации.

На данном этапе необходимо провести беседу с сотрудниками, которые конфликтуют между собой, либо сотрудником, который часто вступает в конфликты с клиентами. Цель беседы – установление причины возникновения конфликтной ситуации и мнений каждой из сторон. Важно нейтрально выслушать все стороны и не принимать чей-либо позиции.

Второй этап – моделирование «идеального» будущего.

Данный этап направлен на то, чтобы выяснить, как каждая из сторон видит окончание конфликта, какой результат они ждут. Даже если кажется, что переговоры зашли в тупик, их необходимо продолжать и искать пути выхода из конфликта.

Третий этап – переход к конструктивному разрешению конфликта.

Дать возможность каждому участнику высказать свою позицию, при этом вторая сторона конфликта должна выслушать доводы и аргументы оппонента не перебивая его.

Четвертый этап – поиск оптимального решения выхода из конфликта.

На этом этапе важно найти выход, который устроит всех участников. Часто, посмотрев на ситуацию со стороны, можно увидеть простое решение, которое не приходило в голову из-за бушующих эмоций.

Пятый этап – фиксация примирения.

Найденное решение нужно проговорить, чтобы обратить на него дополнительное внимание. Стороны конфликта должны понять, что их мнения были услышаны, а интересы соблюдены.

Замечание 2

Одной из основных задач руководства является устранение и минимизация тех факторов, которые оказывают влияние на развитие конфликтности между сотрудниками офиса.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Николаевна Логиновская

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис