Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Разработка программы работы социального педагога с девиантными подростками в школе

Все предметы / Психология / Разработка программы работы социального педагога с девиантными подростками в школе
Определение 1

Социальный педагог – это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе и его личностного развития.

Особенности работы социального педагога с девиантными подростками в школе

Работа социального педагога с девиантными подростками в условиях общеобразовательной школы основана на симптоматическом подходе. То есть, социальный педагог работает непосредственно с проявляющимися у подростка симптомами отклонения.

Составляющие работы социального педагога с девиантными подростками в школе:

  1. Выявление девиантных подростков в школьной среде.
  2. Разработка индивидуальной или групповой программы по работе с девиантными подростками.
  3. Непосредственная реализация разработанной программы.

Каждый из элементов работы социального педагога имеет собственные социально-педагогические технологии, которые в свою очередь подразделяются на две основные группы:

  • Организационные социальные, психологические и педагогические технологии.
  • Социальные, психологические и педагогические технологии, используемые в индивидуальной работе с девиантными подростками.

Для осуществления работы с девиантными подростками, социальный педагог составляет и ведет банк данных подростков, входящих в группу риска. Данная функция является ключевой в деятельности социального педагога, так как позволяет ему организовать должным образом взаимодействие разнообразных структуру, направленных на решение проблем современных подростков.

Прежде, чем приступить к разработке программы работы с девиантными подростками, социальный педагог проводит диагностику тех подростков, которые включены в его банк, а также тех, поведение и поступки которых вызывают опасение у педагогов и сверстников.

Диагностика осуществляется в присутствии классного руководителя и родителей, при необходимости приглашаются и иные учителя. На основании результатов, полученных в ходе проведенной диагностики, социальный педагог разрабатывает программу социально-педагогической деятельности девиантного подростка.

Готовые работы на аналогичную тему

Типы программ и специфика их разработки

Определение 2

Индивидуальные программы – это программы, разработанные для оказания необходимой социально-педагогической помощи и поддержки конкретному девиантному подростку, который находится в социально опасном положении.

Определение 3

Групповые программы – это программы, разрабатываемые социальным педагогом для решения проблем конкретной группы подростков, которые были выявлены ходе проведения диагностики.

Определение 4

Общественные программы – это программы, разрабатываемые социальным педагогом с целью решения проблем, присущих части школьного коллектива или нескольким группам подросткам

В отличие от групповых и индивидуальных программ, общественные программы включаются в общешкольную программу. Все три типа программ реализуются с привлечением соответствующих специалистов, ведомств и административных органов, необходимых для успешного решения проблем девиантных подростков.

Основные характеристики программы по работе с девиантными подростками, разрабатываемые социальным педагогом в условиях общеобразовательной школы:

  • Целесообразность включенных в программу методов, средств и форм социально-педагогической деятельности, в том числе и привлечение сторонних специалистов и ведомств.
  • Прогнозируемость ожидаемых результатов реализации программы.
  • Возможность измерить, качественно и количественно проанализировать полученные результаты.

При разработке индивидуальной программы по работе с девиантным подростком, социальный педагог анализирует и рецензирует программу с консультантами и социально-педагогической службой, а после выносит ее на рассмотрение педагогическому совету или методическому объединению образовательного учреждения.

Успешная реализация разработанной программы требует всестороннего и полного обеспечения ее условий. Основным условием является то, что социальный педагог, в ходе реализации разработанной программы выступает в качестве посредника между девиантным подростком и учебным заведением. Помимо этого он активно сотрудничает в рамках программы с родителями и педагогами школы. При необходимости устанавливается контакт с социальными службами, административными органами и иными ведомствами.

Таким образом, социальный педагог не просто разрабатывает программу по работе с девиантным подростком, но и осуществляет ее непосредственную реализацию в рамках учебного заведения. Именно деятельность социального педагога представляет собой «каркас» реализуемой программы по работе с девиантыми подростком или группой подростков.

Преимущества программы

Работа с девиантным подросткам в условиях общеобразовательного учреждения по заранее разработанной программе имеет ряд преимуществ:

  1. Программы позволяют выделить и конкретизировать проблемы каждого отдельного подростка, сосредоточить свои силы именно на решении данных проблем.
  2. Каждый этап программы содержательно связано с предыдущим и последующим, что позволяет решать программу последовательно и систематически.
  3. Программа рассматривается как специально разработанный инструмент по стабилизации положения девиантного подростка.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с девиантными подростками, требует участия в этой деятельности разных специалистов, однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и, прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения

Необходимо учитывать, что эффективность реализуемой программы по работе с девиантными подростками в школе, будет зависеть от реализации следующих условий:

  • своевременная диагностика проблем подростков девиантного поведения;
  • разработка и реализация программы по коррекции и реабилитации подростков с девиантным поведением;
  • комплексное взаимодействие различных специалистов (как сотрудников школы, так и специалистов привлеченных из других организаций) при реализации программы.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Сергеевна Плугина

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис