Агрессивное поведение – это такой тип поведения, когда намеренно наносится моральный или физический вред другому человеку. Проявления агрессивного поведения могут разниться по гендерному и возрастному признаку.
Особенности агрессивного поведения подростков
Агрессивное поведение подростков может осуществляться путем угроз окружающим людям (вербально, взгляд, жесты) или действий (драка, вандализм). Психологи отмечают, что полное отсутствие агрессии, как и ее минимальное проявление, как правило, приводит к податливости, неспособности преодолеть простейшие препятствия и занимать активную позицию в жизни. Наряду с этим, чрезмерное агрессивное поведение способно превратить подростка в конфликтную личность, порождая неоправданную враждебность и жесткость.
Агрессия может проявляться у каждого человека, но обладает особенностями. Ее длительность и направленность зависит от разных причин, в частности, на ее развитие оказывают воздействие факторы социального, психологического и физиологического характера. Агрессивное состояние — это итог недовольства другими людьми, жизненным уровнем, окружающим миром.
Психологи рассматривают несколько причин появления агрессивного поведения у подростков:
- Психологическая травма, перенесенная в детском возрасте;
- Проблемы в отношениях с родителями или сверстниками;
- Индивидуальные особенности;
- Влияние авторитетных людей;
- Накопленная усталость;
- Злоупотребление наркотиками и алкоголем;
- Употребление некоторых лекарств и др.
С подросткового возраста проявление агрессии и жестокости может превратиться в привычку. Даже в ситуациях, которые не имеют отношения к деятельности человека, могут появиться злость, ярость и гнев (например, духота, шум, нехватка воздуха).
Психология агрессивного поведения содержит положение о том, что если ребенок или подросток хоть раз проявил агрессию и смог благодаря этому достичь желаемого, то он будет обращаться к ней еще чаще. Подросток не способен самостоятельно определить степень собственной агрессивности. Особенно трудно это сделать, если агрессивные действия помогают в достижении желаемого, принося пользу и став привычкой.
Связь самооценки и агрессивного поведения
Самооценка является отношением к самому себе в целом, а также к отдельным качествам своей личности. В состав источников формирования самооценки психологи включают сравнение себя с другими людьми, оценки окружающих, сопоставление соответствующих аспектов Я-образа, субъективную роль различных сторон Я-образа.
Самооценка представляет собой оценку человеком самого себя, собственных достоинств и недостатков, качеств и возможностей, места в социуме. Через самооценку осуществляется регуляция поведения личности.
Если самооценка завышена, то у подростка может возникнуть идеализированное представление о своей личности и ценности для окружающих. Такие люди не признают ошибки, лень, недостаток знаний, неправильное поведение. Для подростков со слишком завышенной самооценкой присуща жестокость, склонность к переоценке своих возможностей.
Подростки с завышенной самооценкой в школе всегда хотят быть первыми. Это приводит чаще всего к тому, что у них формируются не очень хорошие отношения с окружающими. В случае с низкой самооценкой присутствуют жалобы и обвинения. Такие люди ищут виноватых, проявляют потребность во внимании и одобрении. Все это компенсирует в глазах подростка с низкой самооценкой чувство самоотрицания и собственного достоинства.
Подросток с адекватной самооценкой редко проявляет агрессию. Он реально воспринимает собственные способности и возможности, трезво осознавая недостатки и достоинства. Он более энергичен, активен и оптимистичен. В случае проявления здоровой самооценки человек обычно расслаблен, спокоен и целеустремлен.
Главная функция самооценки — регуляторная. На основе ее решаются задачи любого выбора. Защитная функция обеспечивает относительную стабильность и независимость личности с корректировкой при этом сигналов внешнего мира. Самооценка влияет на эффективность деятельности и формирование личности подростка.
Факторы агрессивного поведения
Агрессивное поведение обусловлено формами поведения, типичными для детей и подростков. В их основе лежат реакции имитации, подражания и заражения, принадлежащие к самым ранним уровням регуляции поведенческой активности.
Формы поведения характеризуются тем, что подростковое мышление и сознание формируют в них выраженную зависимость от чувств и эмоционального состояния. К этому добавляется недостаточное развитие ценностных ориентаций, включая их отсутствие и искажение.
Имитации подростками включаются не только в процесс образования механизма агрессивного поведения. Они прямым образом объясняют причины некоторых групповых правонарушений несовершеннолетних. Как правило, такие реакции будут более выражены у подростков, которые имеют низкую или очень завышенную самооценку. В этом случае можно говорить о недостаточной психофизиологической и личностной зрелости и наличии черт эмоционально-волевой неустойчивости. Такие подростки имеют склонность подражать асоциальным «героям» из кинофильмов и телепередач, видя, что их агрессия вознаграждается и предоставляется в выигрышном ключе.
Ученые считают, что в подростковом периоде агрессивное поведение — это результат работы нескольких условий, которые предъявляют более высокие требования к психофизиологическим и личным возможностям подростка. Это обусловлено тем, что механизм регуляции поведения еще не достиг собственного совершенства по причине еще продолжающегося процесса созревания. Формирование самооценки и развитие психофизиологических структур организма накладывается еще на недостаток жизненного опыта.
В отношении подростково-юношеского возраста можно говорить о ситуационно обусловленном агрессивном поведении, которое отчасти зависит от самооценки. Оно обладает четкой психологической направленностью, что проявляется в строго определенных ситуациях.