Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Взаимосвязь свойств темперамента и уровня тревожности подростков

Все предметы / Психология / Взаимосвязь свойств темперамента и уровня тревожности подростков

Сущность понятия «тревога»

Определение 1

Тревога – это переживание эмоционального дискомфорта, который связан с предчувствием грозящей опасности.

В науку это термин был введен в 1925 г австрийским психиатром З. Фрейдом. На сегодняшний день окончательного определения этого понятия психология ещё не определила. Ряд авторов под этим понятием понимают ощущение неосознанной угрозы или тревожного ожидания, чувство неопределенного беспокойства.

Более подробное определение тревоги предложил Е.П. Ильин. Согласно ему, тревога представляет собой «эмоциональное состояние острого, бессодержательного беспокойства. В сознании индивида это беспокойство связано с прогнозированием неудачи или ожидания чего-то важного в условиях неопределенности».

Большая часть определений тревоги имеет общие признаки - это отрицательная эмоция, порождающая нервно-психическое напряжение, а также отсутствие четко обозначенного объекта, на который она направлена.

В традиционном плане этот термин используется для описания беспредметной эмоциональной реакции, потому что порождающие её стимулы, неизвестны. Перед лицом неясной угрозы человек испытывает чувство неуверенности и беспомощности.

Тревога – это один из способов реагирования человека на опасность, считает Р. Мэй. Она понимается как переживание фрустрации социальной потребности, а поскольку у каждого человека потребности свои, то и поводы для тревоги будут индивидуальными.

Проявление тревоги происходит на психологическом, физиологическом, поведенческом уровнях. На физиологическом уровне возникает учащенное сердцебиение, мышечное напряжение, потливость, тремор, повышение давления и др.Проявление тревоги на физиологическом уровне обусловлено её биологическим значением. На поведенческом уровне тревога особенно отчетливо проявляется у детей – беспокойный взгляд, напряженность, плач или даже громкий крик, суетливость и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие тревога имеет тесную связь с понятием стресса.

Тревога умеренной интенсивности и продолжительности для жизнедеятельности человека, считают специалисты, полезна, а вот интенсивная и длительная тревога воздействует на организм человека и его психику отрицательно. Затяжная тревога как отрицательная эмоция, не направленная на определенный объект, приводит к развитию психических, физиологических, психосоматических расстройств.

Факторы возникновения тревожности

Замечание 1

Тревожность в психологии трактуется как индивидуальная психологическая особенность человека, которая проявляется в частых, интенсивных переживаниях тревоги, зачастую беспричинной.

Человек в состоянии тревоги многие ситуации оценивает как угрожающие.

Некоторые авторы связывают тревожность только с социальными потребностями субъекта.

Как в зарубежной, так и в отечественной литературе различают ситуативную и личностную тревожность. Различают также частную и общую тревожность человека:

  • Частная тревожность – это устойчивая тревожность в какой-либо сфере на определенные ситуации.
  • Общая тревожность не связана только с определенными категориями ситуаций, она меняет свои объекты по мере их значимости для человека.

Тревожность может быть адекватной и неадекватной. Адекватная тревожность – это реакция на значимые ценности личности, она пропорциональна реальной угрозе и не связана с невротическими защитными механизмами. С прекращением влияния негативного фактора её действие прекращается. Что касается неадекватной тревожности, то она связана с внутренними конфликтами переживания тревоги, не пропорционально реальной опасности. Неадекватная тревожность приводит к ограничению активности и сознания.

Высокий уровень тревожности связан с недостаточным приспособлением субъекта к условиям жизнедеятельности и оказывает неблагоприятное воздействие на развитие человека.

Многочисленные исследования говорят о том, что высокая тревожность имеет тесную связь с особенностями самооценки и межличностных отношений.

Люди с высоким уровнем тревожности имеют дисфункции когнитивной и эмоциональной сферы, характеризуются эмоциональной неуравновешенностью и агрессивностью. Им свойственно чувство враждебности окружающего мира.

К сожалению, причины формирования тревожности современная наука изучила ещё недостаточно. В целом известно то, что формирование тревожности происходит под влиянием врожденных, природных, социальных, личностных факторов, которые действуют на протяжении всей жизни человека. Результаты исследований показывают, что для развития тревожности влияние среды оказывается более значимым фактором. Биологическими факторами формирования тревожности являются особенности нервной системы. Среди социальных факторов развития тревожности выделяют внешние и внутренние. Внешние факторы – это семейное воспитание, успеваемость в школе, взаимоотношения со сверстниками и учителями. Внутренние факторы – это внутриличностный конфликт и негативный эмоциональный опыт.

Сегодня существует очень много теорий тревожности, среди которых наибольший интерес представляют теории, разработанные в рамках психоанализа и бихевиоризма.

Бихевиоризм представляет тревожность как закрепленный навык неадаптивного поведения, который приобретается через научение.

Представители психоанализа концентрируют свое внимание на изучении невротической тревожности, формирование которой, по мнению З.Фрейда, начинается тогда, когда врожденные влечения субъекта вступают в противоречие с требованиями общества.

Взаимосвязь темперамента и тревожности

Авторы, рассматривающие этот вопрос, не сомневаются в факте существования связи между темпераментом и тревожностью, однако этот вопрос в современной психологии изучен недостаточно.

Первые проявления темперамента, который обусловлен биологическими факторами, есть уже у новорожденных.

Тревожность обуславливают не только биологические, но и социальные факторы. Это говорит о том, что темперамент и определенный уровень тревожности существует уже в подростковом возрасте.

Система внутренней психической деятельности в этот период полностью меняется, происходит становление самосознания.

Повышенный уровень тревожности заставляет подростков находиться в неблагоприятном психологическом состоянии, они испытывают беспокойство, раздражительность, усталость, что ослабляет уровень успешности обучения.

Эмоциональная сфера – это сфера непосредственного проявления темперамента, со свойствами которого связывают тревожность.

По общему мнению ученых для меланхолика характерна высокая тревожность в наибольшей степени, потому что этот тип темперамента менее всего адаптирован.

К наиболее адаптируемым и стрессоустойчивым относятся подростки-сангвиники, поэтому можно предположить, что этот тип темперамента имеет наименьший уровень тревожности. Средним уровнем тревожности отличаются холерики и флегматики.

В результате эмпирического исследования по взаимосвязи темперамента и тревожности, было установлено, что высокий уровень тревожности обуславливается высокой возбудимостью центральной нервной системы.

В ходе исследования было установлено, что холерический тип темперамента тесно коррелирует со всеми видами тревожности – общей, школьной, самооценочной, межличностной. Значительно слабее коррелируют с этими видами тревожности сангвистический и меланхолический типы темперамента.

Что касается флегматиков, то обнаружить статистически значимые взаимосвязи между темпераментом и тревожностью, не удалось.

Если темперамент характеризует эмоциональность человека, то тревожность говорит о предрасположенности этого человека испытывать чувство тревоги.

Исходя из этого, можно сказать, что одним из основных факторов, оказывающих влияние на развитие тревожности личности, является темперамент.

Взаимосвязь между темпераментом и степенью выраженности тревожности, проведенные исследования подтверждают.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис