Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Буллинг в школе: причины, формы и методы предотвращения

Определение 1

Буллинг — это травля, агрессивное преследование одного человека другим человеком (другими людьми). Такое поведение выражается по-разному (например, непристойные шутки, оскорбления, избиения).

Понятие и виды буллинга

Понятие «буллинг» произошло от английского слова «bullying» (запугивание, травля). Оно появилось ещё в прошлом веке и приобрело современное значение относительно недавно. Это произошло благодаря норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу, который стал автором книги «Буллинг в школе». Буллинг представляет собой вид насилия, который предполагает агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого члена (группы лиц).

Буллинг может быть:

Статья: Буллинг в школе: причины, формы и методы предотвращения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
  • Физическим (непосредственные физические действия в отношении жертвы, включая толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);
  • Вербальным (в виде словесных угроз, оскорблений, насмешек, унижения);
  • Социально-психологическим (направлен на социальное исключение или изоляцию и включает сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляцию);
  • Экономическим (вымогательство, порча одежды, прямой отбор денег и др.);
  • Кибернетическим (интернет-буллинг), представляющий собой травлю в интернете с помощью социальных сетей или электронной почты (предполагает распространение слухов, ложных сведений, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев).

Современный буллинг характеризуется тем, что травля, как правило, происходит в интернете. Сейчас популярными стали различные социальные сети и мессенджеры. В них под фальшивым профилем (никнеймом) можно написать любому человеку всё, что угодно. Это используют многие подростки, которые уверены в собственной безнаказанности. Они считают, что не будут нести ответственность за свои действия. Кибербуллинг в школе может проявляться в отправке агрессивных или неприличных видео и фото, написании оскорбительных комментариев.

«Буллинг в школе: причины, формы и методы предотвращения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Причины буллинга в школе

Многие психологи предпринимали попытки разобраться в причинах и мотивах буллинга в школе. Здесь важно понять, что заставляет детей быть жестокими и агрессивными в отношении своих сверстников.

Выделяют несколько групп причин буллинга в школе:

  • Педагогические,
  • Психологические,
  • Социальные,
  • Семейные.

К педагогическим причинам буллинга в школе относится микроклимат класса или школы в целом. Не последнее значение в этом случае имеет позиция педагогов. Школьники с большей вероятностью подвергаются травле в той обстановке, в которой сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в их адрес. Помимо этого, учителя иногда занимают в ситуации буллинга стороннюю позицию. Они знают проблему, но предпочитают не вмешиваться в неё.

Психологические причины буллинга представлены личностью агрессора (так называемого буллера) и жертвы. В число социальных причин включают пропаганду и поощрение доминирующего агрессивного типа поведения в обществе (например, благодаря телевидению, интернету, компьютерным играм).

Зарождение буллинга может происходить в семье. Семейные причины представлены недостатком родительской любви и внимания, физической и вербальной агрессией со стороны родителей, чрезмерным контролем.

Мотивы буллинг включают зависть, месть. Так, жертва травли сама может становиться буллером, поскольку стремиться наказать обидчиков за причинённые страдания. Дети начинают проявлять агрессию для того, чтобы самоутвердиться в коллективе или попасть в центр внимания (выглядеть «круто»). Также мотив буллинга состоит в желании нейтрализовать соперника через его унижение.

Формы и методы предотвращения буллинга

Школьники не всегда рассказывают взрослым о своих проблемах в школе. По этой причине родителям важно вовремя распознавать то, что ребёнок становится жертвой травли. Об этом свидетельствует то, что ребёнок начинает негативно относиться к школе, используя любые возможности, чтобы туда не ходить. Он возвращается из школы подавленный, может часто плакать без видимой причины.

Ребенок, который в школе подвергается буллингу, как правило, ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни. У него нарушается сон и аппетит. Нельзя не заметить и видимые следы физического буллинга (например, синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда).

Основной метод защиты от буллинга состоит в защите и поддержке ребёнка, который сталкивается с ситуацией травли. Его необходимо научить правильному и здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни часто сложно исключить столкновение со злом, жестокостью и агрессией. Дети должны учиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции.

Одна из форм предотвращения буллинга представлена регулированием конфликта с помощью медиации. Этот способ предполагает наличие конструктивного диалога между агрессором, жертвой и сторонними наблюдателями. Медиатором может являться взрослый человек, который прошел специальную подготовку, или более старший учащийся. В качестве успешного проведения процедуры медиации выступает достижение обоюдной договоренности (согласия).

Отдельной формой предотвращения буллинга в последнее время становится восстановительное правосудие, целью которого считается способствование заживлению ран у человека, пострадавшего от насильственного вреда. Метод «группа поддержки» позволяет акцентировать внимание на восстановительной практике, предполагая осознание со стороны обидчика страданий, причиненных жертве.

Профессионалы могут привлекать к работе не только двух главных действующих лиц конфликтной ситуации, но и других школьников. Часто это требуется для поиска новых путей работы с буллингом.

Еще один метод интервенции — это метод разделенного участия. Работа специалиста по предотвращению буллинга характеризуется обособленной работой с участниками буллинг-структуры. Первоначально предположение об эффективности данного метода выдвигал шведский психолог А. Пикас.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot