Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Аффекты и их регулирующие функции

Все предметы / Психология / Аффекты и их регулирующие функции
Определение 1

Регулирующая функция аффекта — это функция, которая предполагает формирование аффективных следов. Они дают о себе знать в случае столкновения с соответствующими элементами ситуации, породившей аффект, и предупреждают о возможности ее повторения.

Понятие и разновидности аффекта

Аффекты — это эмоциональные процессы взрывного характера, которые характеризуются кратковременностью и высокой интенсивностью. Эта функция, как правило, сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в деятельности внутренних органов.

Возникновение аффектов происходило в процессе эволюции, поскольку появилась необходимость в них, связанная с обеспечением быстрых реакций особи в ситуациях, где требуются решительные действия. В мире животных этот феномен больше связан с биологическими потребностями и инстинктами, являясь важнейшим фактором выживания.

Замечание 1

Аффект представляет собой эмоциональный и психофизиологический процесс, обеспечивающий внутреннюю регуляцию действий и отражающий бессознательную оценку текущей ситуации субъективного характера. Аффекты всегда возникают как ответная реакция на уже произошедшую ситуацию. Они способны мобилизовать организм и сформировать поведение для обеспечения быстрой реакции.

Уникальные характеристики аффекта включают кратковременность и высокую интенсивность, которые сочетаются с выраженными проявлениями в поведении и работе внутренних органов. Виды и характер человеческих аффектов значительно поменялись под воздействием общества. Это связано с тем, что аффекты у индивидов возникают уже в ходе социальных отношений (например, в качестве ответа на оскорбление или ощущение несправедливости).

Виды аффектов включают:

  • Физиологический аффект, который вызывает единичное (разовое) психотравмирующее воздействие поведения потерпевшего лица;
  • Кумулятивный аффект, который связан с долговременной психотравмирующей ситуацией, относящейся к поведению потерпевшего лица;
  • Патологический аффект, который связан с заболеванием или вызван болезнью;
  • Прерванный аффект, представляющий собой прерванное внешним воздействием эмоциональное состояние, которое разворачивается в соответствии с определёнными психологическими механизмами и достигает аффективной глубины.

Готовые работы на аналогичную тему

В последнем случае говорят о прерывании не доаффективной стадии и непосредственно моменте аффективного взрыва (постаффективный период).

Фазы и функции аффекта

Для аффектов присущи две базовые функции. В первом случае аффекты обладают свойством доминанты. Они начинают при этом тормозить психические процессы, которые не связаны с ним, навязывая человеку вариант «аварийного» разрешения ситуации (например, агрессию, оцепенение, бегство). Эта функция в большей степени обусловлена биологической эволюцией.

Регулирующая функция аффектов представлена формированием аффективных следов. Они показывают себя в случае столкновения с отдельными составляющими ситуации, которая породила сам аффект. Их предназначение состоит в предупреждении о возможности повторения этой ситуации.

Функции аффекта связаны с его стадиями. Принято рассматривать 3 фазы протекания аффекта: подготовительная, взрыв и заключительная. В пределах подготовительной фазы сохраняется сознание и появляется напряжение эмоций. Человек теряет способность к рефлексии, а его душевная деятельность может стать односторонней по причине единственного стремления осуществить собственное намерение.

С биологической точки зрения фаза взрыва отражает утрату самообладания. Для нее присуща беспорядочная смена представлений с нарушением работы сознания, утратой ясности его поля, снижением его порога. Здесь осуществляются агрессивные действия (например, человек нападает, разрушает, борется). Иногда вместо агрессивных действий поведение начинает приобретать пассивный характер. Это выражается через растерянность, бесцельную хлопотливость, неосмысленность ситуации.

Регулирующая функция аффекта

Функция реактивного регулирования включает аффект, эмоции и чувства. В целом аффект представляет собой психическую реакцию, которая состоит из 2 форм.

Эмоции являются психическим отражением, представленным в форме непосредственных пристрастных переживаний жизненного смысла ситуаций и явлений. Они обусловлены отношением соответствующих объективных свойств к определенным потребностям субъекта.

Чувства представляют собой одну из основных форм переживания индивидом собственного отношения к явлениям и предметам действительности. Для них присуще такое свойство, как устойчивость.

Начало течения аффектов связано с изменениями, которые происходят со стороны вегетативных реакций. Это проявляется через изменение частоты пульса и дыхания, спазмы периферических кровеносных сосудов, выступание пота и др. Также могут происходить резко выраженные изменения в произвольно-двигательной сфере (например, перевозбуждение, торможение, возбуждение, нарушение координации и др.).

Как правило, сильные аффекты способны нарушать нормальное течение высших психических процессов, представленных восприятием и мышлением. Иногда они могут вызвать сужение сознания или его помрачение.

Регулирующие функции аффекта связаны с тем, что переживаемые состояния начинают оставлять сильнейшие устойчивые «аффективные следы» в рамках долговременной памяти. Этот процесс определяет избирательность дальнейшего поведения в отношении ситуаций и их элементов, которые ранее предполагали начало аффекта.

В прошлых ситуациях большую роль играют комплексы соответствующих следов, названные «аффективные комплексы». Они существенно влияют на развитие и работу психики, личность и поведение человека. Так, даже относительно далекие слова-раздражители по своему смыслу способны вызывать ассоциации в виде элементов аффективных комплексов.

Повторение ситуаций, которые вызывают определенные негативные аффективные состояния, приводит к аккумуляции аффекта. Она разряжается с помощью бурного, неуправляемого аффективного поведения.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис