Основные этапы жизни ученого
Вольф Соломонович Мерлин ($1898г -1982г$) родился в Могилёве, Российская империя. Отец, Соломон Наумович Мерлин, был учителем математики классической гимназии. В $1918$ году Вольф окончил ту же гимназию, где преподавал его отец. Он получил классическое образование, знал пять языков, среди которых были греческий и латынь. После окончания гимназии, в течение двух лет работал инструктором по внешкольному образованию. Дальнейшую его жизнь можно разделить на периоды по месту проживания.
С $1920$ года по $1931$ год Петроградско- Ленинградский период жизни. В $1920$ году Мерлин поступает на педагогический факультет Петроградского педагогического института внешкольного образования. Начиная с $1921$ года, лекции по психологии на их курсе начинает читать профессор М.Я. Басов. Будучи студентом, подрабатывал, читая публичные лекции о бессознательном, демонстрируя использование массового гипноза. После окончания института, около года (с $1923$ по $1924$), работал в психотехнической комиссии при Ленинградской областной совпартшколе имени Клары Цеткин. В эти же годы началась его научная деятельность в губполитпросвете, направленная на борьбу с неграмотностью, возглавляемая М. Я. Басовым. Благодаря чему, в $1924$ году, получил от него приглашение на кафедру психологии Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена в качестве ассистента, где он руководил педологическим отделением.
В $1929$ году Мерлин назначен на должность доцента. С 1$927$ года по $1931$ год по совмещению работает в Ленинградском институте научной педагогики, где возглавлял научную группу. Продолжая исследования Басова, изучали становление, развитие мировоззрения младших школьников в зависимости от социальной группы, так как у них имелись разные эмоциональные, социальные установки личности, особенности речевого мышления и форм организации у ребенка эмоционального строя в условиях коллектива. В ходе использования методик клинической беседы Jean Piaget и наблюдений, схемой исследования личности Басова,естественного эксперимента Лазурского, было выявлено, что к началу обучения уже вполне сформирована тесная связь между волевой, эмоциональной сферой, поведением, мышлением, речью, но характер связей различен в зависимости от эмоциональных особенностей и социальных представлений детей.
С $1931$ по $1938$ года - Саратовский период. После ухода из жизни Басова. Мерлин переехал в Саратов, где работал в педагогическом институте, продолжая изучать волевую деятельность. Итогом его трудов стала защита диссертации в $1938$ году, на тему «Волевая деятельность и условный рефлекс». В работе раскрывался новый подход - экспериментальное изучение психики в связи со свойствами нервной системы. В $1934$ году опубликовал труд «Конспект лекций по общей психологии».
С $1938$ по $1948$ года - Свердловский период .В этот период работал в Свердловском педагогическом институте. С $1942$ года, во время войны, совмещает педагогическую работу с научными консультациями в клинике Института психологии МГУ при эвакогоспитале в Свердловске, оказывая психотерапевтическую и психологическую помощь. Периодически использовал технику гипноза для бойцов потерявших конечности и зрение, тем самым изучая проблемы координации, у ослепших в результате ранения бойцов. Частично результаты практических работ озвучены в «Ученых записках МГУ», часть - на совещании в АПН СССР, в докладе по вопросам психологии личности, но основная часть опубликована только в $1968-1970$ года в книге «Проблемы экспериментальной психологии личности».
С $1948$ года по $1954$ год - Казанский период . В $1948$ году приглашён преподавателем на отделение логики, русского языка, психологии историко-филологического факультета Казанского университета, где он и проработал вплоть до 1954 года, когда закрыли отделение. Мерлин продолжал свою научную работу в области дифференциальной психологии личности, готовил докторскую диссертацию на тему: «Психофизиологическое своеобразие условных реакций в структуре волевого акта». Успешно защитил в $1950$ году, а в $1953$ году опубликовал ее в Ученых записках университета. Мерлин работал в лучших традициях М.Я. Басова, А. Ф. Лазурского, В.М.Бехтерева. Исследования того времени были направлены на поиск разных путей, с помощью которых работники становятся передовиками производства, исследовали индивидуальный стиль деятельности личности.
Завершающий этап жизни и деятельности
-
С $1954$ года по $1982$ год Пермский период. В $1953$ году Мерлина приглашают на заведование кафедрой общей психологии педагогического института города Молотов, ныне - Пермь. Он заведовал кафедрой с $1954$ - до $1979$ года, а затем, до своей смерти в $1982$ году, в качестве профессора, руководил лабораторией, аспирантурой кафедры, вел курс общей психологии на факультете психологии и педагогики воспитания. В период с $1954$ года по $1971$ год его работы были направлены на изучение философии и многозначной логики, математических языков, методов статистического многомерного анализа вероятностных процессов, общей и возрастной психологии, психофизиологии и психологии личности.
-
Затем, в течение 10 лет он исследовал индивидуальности человека. Результаты труда опубликованы в «Очерке теории темперамента» в $1973$ году. В $1959$ году выходит в свет труд «Очерк психологии личности». С $1958$ года возглавлял Уральское отделение Общества психологов СССР, с $1959$ года по $1982$ год являлся членом Центрального Совета Общества психологов. В 1965 году становится членом Программного комитета XVIII Международного психологического конгресса, с 1967 года - членом ученой комиссии по психологии Министерства просвещения РСФСР. В $1964$ году напечатан фундаментальный труд, в котором подводились итоги многих исследований автора по изучению проблем темперамента - «Очерк теории темперамента». Второе издание, дополненное его учениками, вышло в свет в $1973$ году. В $1968$ году издается первую часть «Экспериментальной психологии личности». Подводя итоги, Мерлин совместно с учениками к $1975$ году разработал теоритические и экспериментальные основы системной концепции интегральной индивидуальности.
Последний его труд « Очерки интегрального исследования индивидуальности» напечатан спустя четыре года после его кончины, в $1986$ году. В общем, за всю его жизнь, было написано более 250 научных публикаций.