Физиологическое созревание и развитие – это сложнейший процесс, обеспечивающийся морфологическими и физиологическими перестройками. Он выражен через изменение размеров тела и соотношения отдельных его частей между собой. Развитие предполагает биологическое созревание клеток, тканей, органов и всего организма ребенка в целом.
Особенности физиологического созревания
Анатомия человека представляет собой науку о строении, а физиология человека является наукой о функционировании его организма. Данные научные направления очень тесно связаны между собой. Возрастная анатомия и физиология — это самостоятельная ветвь анатомии и физиологии человека. Ее задача состоит в изучении закономерностей становления и развития строения и функций организма в течение всего жизненного пути, начиная с момента оплодотворения.
Процессы физиологического созревания ребенка предполагают рост. Рост состоит в увеличении длины, объема и массы тела детей и подростков. Он связан с увеличением количества клеток тканей. Рост представляет собой количественные изменения в организме, которые выглядят как нарастание биомассы.
Развитие ребенка — это сугубо качественный процесс, который предполагает усложнение морфофункциональной организации организма ребенка (подростка). Рост и развитие детей напрямую взаимосвязаны, поскольку обуславливают друг друга. Постепенные количественные изменения, которые происходят в процессе роста организма, ведут к появлению у человека новых качественных особенностей.
К примеру, формирование двигательных функций в детском возрасте напрямую связано с созреванием нервно-мышечного аппарата. Увеличение мышечной массы и числа связей между нервными клетками в мозге способствует тому, что дети овладевают сложнейшими и целенаправленными двигательными актами (например, ходьбой, тонкой моторикой пальцев кисти и др.).
Возрастная периодизация предполагает разделение на возрастные периоды постнатального развития. В ее основе лежит несколько критериев:
- Костный возраст (скелетная зрелость), заключающаяся в порядке и сроках окостенения скелета;
- Зубной возраст, включающий сроки прорезывания молочных и постоянных зубов;
- Уровень половой зрелости (развитие вторичных половых признаков).
Все эти критерии влияют на будущее ребенка. Исследование возрастных преобразований тканевого уровня показало, что важнейший фактор расширения функциональных возможностей организма при долговременных нагрузках представлен ростом энергетического резерва с возрастом. Он способен в течение длительного периода поддерживать высокий уровень обмена.
Влияние физиологического созревания на будущую жизнь ребенка
Разработка теории организации приспособительных реакций развивающегося организма дает возможность подходить к исследованию специфики функциональных и адаптационных возможностей на разных этапах онтогенеза. В 70-80-х гг. прошлого века развитие физиологических исследований в Академии педагогических наук Советского Союза производилось по единой программе. Она включала два направления: физиологию развития ребенка и адаптацию учащихся к учебным и физическим нагрузкам.
Институт становился головным учреждением по этой проблеме в нашем государстве, при этом координацию исследований осуществляли в рамках проблемной комиссии по возрастной физиологии. Ученые разработали концепцию изучения физиологии развития ребенка. Ее основа была представлена адаптивным характером развития, который реализуется в случае тесного взаимодействия экзогенных и эндогенных факторов.
В результате проведенных исследований ученые выделили несколько основных факторов, которые предопределяют качественные возрастные преобразования физиологии мозга, влияющие на будущее человека. В их число можно включить:
- Организацию состояния покоя в качестве оптимального фона для приема и анализа внешних сведений;
- Информацию, которая оценивается по частотно-амплитудным характеристикам и пространственно-временной организации основного ритма (альфа-ритма) ЭЭГ покоя;
- Формирование системы анализа и переработки сведений, которые лежат в основе процесса восприятия.
Исследователи установили нелинейность развития мозговых функций, выделив стадии развития, которые характеризуются качественными перестройками в деятельности мозга. Данные перестройки начинают происходить в рамках возрастных диапазонов, которые рассматриваются в качестве единых периодов развития.
Например, в пределах дошкольного возраста (с 4-5 и до 6-7 глет) выявили существенные преобразования, присущие для системной организации процесса восприятия. Интенсивное развитие нейрофизиологических механизмов рассматриваемой психической функции позволило определить данную стадию развития в качестве особо чувствительной (сенситивной) к воздействиям.
Воздействие возрастных физиологических преобразований на будущее ребенка
Значимые данные о физиологических возрастных преобразованиях, которые влияют на будущее ребенка, были получены в ходе исследования еще одной важнейшей регулирующей системы организма — эндокринной. Исследования показали, что работа желез внутренней секреции с момента рождения ребенка складывается в определенную систему. Тем не менее, взаимоотношения между ее элементами, как и принципы регуляции, начинают претерпевать существенные изменения при прохождении индивидуального развития. Особенное внимание в эндокринологическом анализе уделяли выявлению механизмов полового созревания, которое значимо сказывается на будущей жизни.
Применение системного принципа в анализе возрастных преобразований сердечно-сосудистой системы обеспечивает возможность определить степень зрелости и характер функционирования отдельных звеньев системы (центральной гемодинамики, периферического кровотока, микроциркуляции). вия на разных этапах развития ребенка. Было показано, что по мере развития стадии плавных перестроек сократительного миокарда и гемодинамики заменяются на скачкообразные изменения, отмеченные в возрасте 9-10 лет. В начале подросткового периода (12-13 лет) и в его завершении (16-17 лет) показатели центральной гемодинамики начинают приближаться к дефинитивному уровню.