Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Идеалы и ценности современного человека

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Идеалы и ценности современного человека
Определение 1

Идеалы и ценности – это компоненты психической структуры личности человека, лежащие в основе его мировоззрения, а также влияющие на направленность личности, ее самоопределение в окружающей действительности.

Понятие идеала, его виды

Определение 2

Идеал – это представление образа должного, наилучшего образца будущего, который складывается у человека, общества или в рамках какого-либо учения.

Идеал представляет собой образ конечной цели, способа бытия, к которому стремится как отдельная личность, так общество вообще, или отдельные социальные группы внутри него. При этом данному образу приписываются, превосходные, совершенные характеристики, он обязательно превосходит наличную реальность, которая в свою очередь оценивается носителем идеалов, как несовершенная, находящаяся в процессе развития, пути к идеалу, а в худшем случае и вовсе как павшая, испорченная, отдаляющаяся от него.

При этом идеал во многом не рационально, но интуитивно-чувственное представление. Как для любого эмоционально-значимого образа для него характерна нерасчленённость – образ идеала целостный, как яркая картинка, попытка его подробного рационалистического анализа ведет к распаду идеала. Идеал обладает побудительным воздействием на личность или общество. Он притягателен и личность стремится к его достижению, так же идеал задает направление движения, роста личности, и служит показателем уровня ее духовного развития – чем более развита личность, тем более возвышенным, сложным, многогранным будет образ идеала.

На протяжении истории человеческой мысли из недр философских, религиозных, эстетических учений неоднократно возникали идеалы, которые предлагались или навязывались обществу. Это и идеальные общества утопистов-социалистов, и религиозные идеалы спасения и посмертного существования, и гуманистический идеал совершенного человека, созданный в искусстве и философии Возрождения, идеалы демократии и идеалы сильного централизованного общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Эти идеалы усваиваются человеком с момента его рождения в процессе социализации, однако их усвоение не является простым копированием или принятием готовых социальных образов. Внешние воздействия преломляются через внутренние условия – взгляды, ценности, опыт, интересы личности, и ведут к формированию собственных уникальных идеалов. Можно выделить три онтогенетические стадии развития идеалов личности:

  • персонифицированную,
  • собирательную,
  • программную.

Персонифицированные идеалы начинают формироваться еще в дошкольном возрасте. Ребенок наблюдает за взрослыми – родителями, родственниками, старшими братьями и сестрами, воспитателями и знакомыми, и неосознанно выбирает среди них человека, на которого он хотел бы быть похожим в будущем. Персонифицированный идеал жестко привязан к образу определенной личности, причем этот образ сильно идеализирован и как правило значительно расходится с реальной личностью, ее поведением, характером, социальным положением и т.д., однако данные противоречия ребенком как правило не воспринимаются. Идеальный персонифицированный образ принимается целиком, без его расчленения на значимые и незначимые компоненты, так вместе с ценностями, поступками личности-идеала, ребенок стремится подражать ее внешности, привычкам, особенностям невербальных проявлений (акцент, стереотипные жесты, позы и т.д.).

По мере созревания и роста личности взгляд на идеал становится более сложным, дифференцированным, критическим и отдельная личность – реальная или воображаемая (герой книг, кино, видеоигр и т.д.) уже не может выполнять роль личностного идеала. На стадии собирательного идеала подросток создает свой собственный идеальный образ, ориентируясь на привлекательные и значимые для него качества, которые он встречал у реальных или воображаемых личностей и героев. Собираемый идеал уже более дифференцированный и сложный, он уже в большей степени отражает ценности и установки самой личности, содержит меньше случайных характеристик.

В период юношества – молодости, на фоне активного самоопределения личности, собирательный идеал также теряет свою актуальность. Личность стремится создать такой идеал, который не был бы чей-то копией, но исходил бы от нее самой, ее стремлений, интересов, потребностей, ценностей, мировоззрения и т.д. Такой идеал является программным. Он содержит не только желаемый, совершенный образ личности, спроецированный в будущее, но также и некоторое представление о пути к нему. Программный идеал создается не столько из качеств других личностей, сколько из абстрактных понятий и представлений – о добре и зле, справедливости, красоте и т.д.

Понятие и виды ценностей

Замечание 1

Ценности представляют собой широкий класс психических объектов – убеждений, стереотипов, правил, идеалов, понятий, которые имеют для личности высокий уровень значимости, оказывают влияние на процессы планирования и осуществления деятельности, а также выбор целей и направленности ее действий.

Каждая личность имеет множество ценностей, которые организованы в ценностную иерархию. Ценности не равны между собой. В практической деятельности личности могут неоднократно происходить ситуации, когда различные ценности вступают в противоречие между собой, и личности приходится делать выбор в пользу одной из них.

Можно выделить следующие виды ценностей:

  • материальные – ценности имущественно-физиологического спектра;
  • духовные – ценности, связанные с отвлеченными, нематериальными категориями развития личности и ее духовной жизни;
  • моральные – ценности этического взаимодействия;
  • эстетические – ценности представления о прекрасном и безобразном;
  • социальные – ценностями связанные с межличностным взаимодействием и отношением к обществу.

Идеалы и ценности современности

Человек, личность взрослеет и разевается в определенной культурно-исторической среде, и потому несмотря на индивидуальность и своеобразие ее личного опыта, идеалы и ценности личности представляют собой своеобразный срез и отражение тех идей, настроений и ценностей которые свойственны породившему его обществу, даже если это контр-ценности, направленные против доминирующих в обществе настроений.

Сложность современного общества состоит в том, что оно находится на переходном этапе от индустриальности и классического капитализма, к постиндустриальному обществу и информационному капитализму. При этом ценности уже ушедшего двадцатого века, также постепенно отходят на второй план, все реже воспроизводятся современной молодежью. Вместе с тем ценности нового, информационного общества также не до конца сформированы, поскольку современные элиты, как политические, так экономические, духовные, творческие, все еще принадлежат в большей степени старому обществу, и пытаются реализовывать его ценности в новых изменившихся условиях.

В российском обществе данная ситуация усугубляется отрицанием и отвержением тех ценностей и идеалов, которые были сформированы в советский период, что не позволяет объективно оценить современное состояние общества, а также критически воспринять те ценности, которые транслируются из-за рубежа.

В качестве наиболее распространенных ценностей современного общества можно отметить ценности потребления, социальной успешности, свободы самовыражения, популярности, толерантного отношения и космополитизма.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис