Рефлексия – это совокупность процессов, включающих самопознание, а также процессы понимания и оценки других людей. С помощью рефлексии происходит соотнесение собственного сознания, ценностей и мнений с ценностями и отношениями других людей.
Особенности рефлексивных возможностей детей
Важнейшая особенность рефлексивных возможностей представлена способностью управлять своей активностью. Это происходит в зависимости от личностных ценностей и смыслов при формировании и переключении на новые механизмы в изменившихся условиях (задачах или целей деятельности).
Психолого-педагогические исследования и практический опыт показали, что подготовка дошкольников к поступлению в школу не всегда является достаточной. Так, многие педагоги и психологи отмечают потребность в развитии у детей старшего дошкольного возраста мыслительных способностей и качеств личности, которые могли бы обеспечить успешное обучение.
Основной содержательный компонент подготовки детей в старшем дошкольном возрасте к школе представлен формированием у них составляющих теоретического мышления. В этой сфере умственные действия, которые включены в состав теоретического мышления и сформировались еще до начала обучения, нужно использовать при включении школьника в учебную деятельность.
Составляющие элементы теоретического мышления, которые предполагают готовность ребенка к школьному обучению, призваны обеспечивать высокую успешность действий ученика в начальных классах.
Основа теоретического мышления — это рефлексия. Психологи отмечают, что готовность человека к школьному обучению зависит не только от степени формирования у него элементов мышления и умственных действий. Она также напрямую зависит от рефлексивных возможностей, которые представляют собой способность вступать во взаимодействие с участниками обучающего процесса. Способности и готовность к обучению в ходе подготовки к школе и включают в себя рефлексию в своей структуре и содержанию взаимодействия.
Рефлексия при подготовке к школе
Рефлексия — это одна из самых необходимых способностей личности ребенка, который проходит период перехода к новому этапу своей жизни. При подготовке к обучению в школе большую роль играют аспекты содержания и подготовки рефлексивных способностей.
Способности к рефлексии дошкольников изучены очень слабо. Из этого вытекает проблема необходимости целенаправленного и организованного развития рефлексии у старшего дошкольника. Этот процесс должен осуществляться под руководством опытных педагогов и при поддержке родителей.
Хорошие возможности для соответствующей подготовки детей предусмотрены в некоторых детских дошкольных учреждениях. Тем не менее, многим методистам и практическим сотрудникам необходима теоретическая разработка обозначенной проблемы и методические рекомендации в области развития рефлексии в старшем дошкольном возрасте.
Для развития старшего дошкольника при подготовке к школьному обучению важно развивать такое направление его рефлексивных возможностей, как коммуникативную рефлексию. Этот показатель состоит в способности проводить анализ основанию собственной социальной рефлексии при взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми. Такие дети получают возможность осуществлять собственные действия по самооценке.
Развитие коммуникативного типа рефлексии у ребенка старшего дошкольного возраста — это очень важное условие подготовки к школе в ходе развивающего обучения. Без данного качества ребенку будет сложно включиться в напряженный процесс деятельности, который для него непривычен.
Исследование рефлексивных возможностей дошкольников
В дошкольном возрасте у ребенка формируются предпосылки для появления рефлексии, условием развития которой считается его совместная деятельность с взрослыми людьми (родителями и педагогами). Готовность к обучению в школе в некотором смысле необходимо оценивать путем анализа степени сформированности рефлексии. Здесь важно обратить внимание на произвольность познавательных процессов, умение контролировать свои действия, рефлективность в отношении выполнения действия.
Для осуществления эмпирического исследования, определяющего степень влияния подготовки к школе на рефлексивные возможности ребенка, чаще всего берется за основу методика, разработанная Е. С. Князевой. Использование подобных методик дает возможность определить возможности детей старшего дошкольного возраста ориентироваться в различных компонентах процесса решения познавательных задач.
Методики распределяются на 3 группы и концентрируются на компонентах процесса решения практических задач. Они включают:
- условия,
- способы действия,
- результат.
Диагностические методики из группы «Условие» направлены на выявление степени развития умения ребенка ориентироваться в условиях задачи. Он должен видеть достаточность информации для решения или определить невозможность ее решения.
Методики из группы «Действие» помогают определить возможности ребенка ориентироваться в способах действия. С их помощью дети показывают свои способности в выборе способа действия. Группа методик «Результат» способствует выявлению возможностей дошкольника ориентироваться на результат задания. С их помощью он показывает способности к самооценке.
Как правило, большая часть исследований показывает, что особенности развития рефлексии связаны с возрастными особенностями ребенка, а также со спецификой организации самой подготовки к школе. Если у детей высокий уровень рефлексивных способностей, то они способны лучше ориентироваться в способах действия и в результатах.
Если при исследовании по предусмотренным методикам дети показывают низкие рефлексивные возможности, то это отражает недостаточность формирования рефлексивных способностей. Они не могут выбрать максимально продуктивный вариант действия.