Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические и социальные влияния в питании

Пищевое поведение и основы его формирования

Есть для того, чтобы жить или жить для того, чтобы есть? Эта видоизмененная фраза Сократа отражает тот факт, что еда в жизни человека имеет важное значение, либо как средство существования, которое дает нам энергию и возможности реализовывать себя, либо как источник наслаждения и цель деятельности. Каждый выбирает сам.

Замечание 1

Но как бы там ни было, пищевое поведение каждого человека - это результат многокомпонентного процесса формирования вкусовых и пищевых предпочтений, на который влияет множество факторов.

Во-первых, это чисто физиологический фактор - для полноценного функционирования и развития организма нам нужно соотношение определенных пищевых элементов (белки, жиры, углеводы, соли, вода, микро- и макроэлементы), сочетание которых соответствует полу, возрасту, а также тому роду деятельности, который наиболее актуален для нас.

Статья: Психологические и социальные влияния в питании
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Во-вторых, это психофизиологический фактор - наше пищевое поведение формируется благодаря двум противоположным чувствам: голода и насыщения. Здесь помимо чисто физиологической основы включаются уже и психологические факторы, влияющие на наш пищевой выбор: внешний вид еды (запах, цвет, подача), обстановка, в которой совершается прием пищи, эмоциональное состояние человека и его когнитивные установки по отношению к еде (представления человека о том, как данная еда влияет на организм, полезна ли она, в каких условиях ее следует потреблять, в каких размерах).

Таким образом, чувство голода и насыщения не работают в изоляции: нам уже недостаточно просто съесть кусок мяса, только что пойманного кролика, чтобы насытиться. Человек эволюционировал, и его потребности тоже. Поэтому насыщение наступает только по совокупности всех вышеперечисленных факторов: внешний вид еды, обстановка, эмоциональное и когнитивное состояние человека.

Психологические аспекты формирования пищевого поведения

Определяющим психологическим фактором формирования пищевого поведения является кормление ребенка в период младенчества. Грудное вскармливание - это самый первый опыт взаимодействия человека и пищи. И то, как это происходит, оказывает значительный эффект на последующие отношения человека с пищей. Качество привязанности ребенка и матери, ее эмоциональное отношение к этому процессу определяют нормальное или патологическое пищевое поведение.

«Психологические и социальные влияния в питании » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Самооценка человека, целостность его представлений о себе, своей Я-концепции, принятие своего тела - все эти компоненты влияют на различные формы нарушений расстройств пищевого поведения: анорексия, орторексия, булимия, компульсивное переедание и другие виды.

Довольно распространенным психологическим фактором, влияющим на пищевое поведение, является наличие стрессогенных факторов в жизни человека. Стресс может спровоцировать как отказ от потребления пищи, так и чрезмерное ее употребление (заедание стресса).

Склонность к перееданию характерна в большей степени для людей с неврозами, так как им сложно дифференцировать чувство голода и собственную тревожность. Для них чувство голода и тревога взаимосвязаны. То есть внутреннее напряжение, которое возникает, является сходным с внутренним чувством голода.

Склонность к перееданию во время стресса обнаруживается и у тех людей, которые регулярно сидят на диетах. Так происходит в силу того, что стрессовый фактор ослабляет самоконтроль, необходимый для поддержания диеты, и человек в итоге “срывается”.

Стресс способствует также формированию избирательности в еде: многие люди склонны питаться фастфудом, потому что в стрессе они не способны полноценно переваривать пищу. Дневниковый метод, часто используемый при коррекции пищевого поведения, показывает, что увеличение числа стрессогенных факторов в жизни человека повышает и число перекусов.

Социальные факторы пищевого поведения

Пищевое поведение можно рассматривать как результат процесса научения. Во многих экспериментах по социальному научению выявлено, что многие дети склонны пробовать какую-то пищу, если видят, как это делают родители или старшие братья и сестры.

В том числе, данный тип научения актуален и для формирования нарушений пищевого поведения: дети видят, как близкие и значимые люди что-то перекусывают впопыхах, или ограничивают себя. В том числе, именно период детства определяет основные установки и представления человека о частоте приема пищи, ее размерах и т.д.

Еще одним типом научения, отражающим суть социальных факторов формирования поведения, является оперантный тип, в котором основную роль играет “поощрение” или “наказание” определенных видов поведения, а вознаграждение гораздо более значимо с точки зрения формирования поведения, так как запреты определяют обратную реакцию - интерес попробовать “вредной” еды.

Интересно в данном контексте проявляется механизм контроля: открытый и закрытый. В первом случае, родители целенаправленно запрещают “вредную” пищу, вводят санкции за ее потребление и т.д. А во втором - нездоровая пища просто не покупается и не держится дома, но открытых запретов на нее нет. Исследования показывают, что вариант скрытого контроля более эффективен.

Помимо научения, социальные факторы формирования пищевого поведения раскрываются в следующих аспектах:

  • прием пищи - как один из способов коммуникации. Принимая пищу вместе с кем-то мы также и общаемся в этот момент, раскрываем самих себя и т.д.
  • определенная пища отражает статус, уровень заработка и достатка человека
  • еда как средство культурной и этнической идентификации: прием и приготовление национальных блюд
  • еда как средство контроля: над собой (здоровое питание), над своей семьей (монополия на приготовление пищи)

Помимо того, на формирование пищевого поведения влияют реклама, средства массовой информации, вкусовые предпочтения известных людей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot