Гуманистический подход к пониманию личности сформировался в рамках психологической науки в середине прошлого столетия. В центре внимания гуманистического подхода – личность человека как изначально хорошего, обладающего врожденными потенциальными духовными потребностями и качествами (потребности в саморазвитии, самосовершенствовании, к познанию мира, к осознанию смысла бытия, разграничению категорий добра и зла и пр.). Вместе с тем, внутренний потенциал может быть заблокирован неблагоприятными внешними условиями, может не находить своего отражения в поведении личности.
Иерархия потребностей личности по А. Маслоу
Одна из наиболее распространенных иерархий потребностей личности была разработана выдающимся американским психологом А. Маслоу. Ученый выделяет следующие уровни личностных потребностей:
- Физиологические потребности – низшие, управляемые органами тела потребности (пища, дыхание, потребность в сексе, в защите и пр.);
- Потребности в надежности – стремление личности к здоровью, материальному благополучию, обеспечению в старости;
- Социальные потребности во взаимодействии – потребности в понимании, общении, ласке;
- Потребность в уважении, социальных успехах, осознании собственного достоинства. Потребности данной группы не могут быть удовлетворены вне общества, носят ярко выраженный социальный характер;
- Потребности в личностном развитии, в самоактуализации, самореализации, осмыслении собственного назначения, понимании смысла собственного существования.
Указанные потребности обуславливают выбор средств, поведенческих стратегий, направленных на их удовлетворение, влияют на общий стиль поведения, мотивационную сферу личности.
Принципы мотивации личности
Ученый выявил следующие принципы мотивации личности:
- мотивационная сфера имеет иерархическую структуру;
- чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми, биологически обусловленными являются его потребности, тем дольше может быть задержана их реализация, удовлетворение;
- в ситуации отсутствия удовлетворенности потребностей низшего уровня, потребности высшего уровня остаются за пределами внимания личности. С момента удовлетворения потребностей низшего уровня они теряют мотивирующий потенциал, перестают быть потребностями по своей сути;
- повышение уровня потребностей сопровождается повышением активности личности в процессе их удовлетворения.
В зависимости от того, какой уровень потребностей является доминирующим для личности, выделяют различные типы личностей, уровни личностного развития.
Самоактуализирующася личность в рамках гуманистического подхода
Личность, для которой доминирующими выступают высшие духовные потребности в осознании смысла жизни, самоактуализации, самореализации, в рамках гуманитарного подхода относится к «самоактуализирующимся личностям».
Таким людям свойственны следующие отличительные характеристики:
- способность принимать жизнь такой, какая она является, со всеми ее достоинствами и недостатками;
- конструктивный подход к возможным неудачам, жизни в целом;
- способность принимать окружающих такими, какие они есть, не критикуя и не осуждая их;
- установление взаимоотношений с другими на основании партнерства, равноправия, доброжелательности;
- самоуважение, развитое чувство собственного достоинства;
- постоянное стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, аккумуляции системы знаний, повышению уровня сформированности ключевых компетенций.
Таким образом, гуманистический подход в психологии исходит из понимания личности как постоянно изменяющейся, саморазвивающейся экзистенции, личностное развитие которой осуществляется в процессе удовлетворения потребностей.